Куклы, кукольники и театры кукол во Франции
Цикл лекций режиссёра и историка театра Анны Ивановой-Брашинской
Анна Иванова-Брашинская — театровед, педагог, режиссер. Кандидат искусствоведения. Почетный член УНИМА-Финляндия. Лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший режиссер театра кукол» (2020).
Закончила театроведческий факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства. По окончании аспирантуры в 1996 году получила ученую степень кандидата искусствоведения (Диссертация на тему: «Театр кукол: содержательность традиционных технологических систем»).
Куратор творческих и образовательных проектов, в разные годы арт-директор международных фестивалей TIP-Fest (Турку, Финляндия; 2010-214) и БТК Фест: театр актуальных кукол (Санкт-Петербург; 2014-2018). Арт-директор программы «Russian Case» на Всемирном фестивале кукольного искусства, Шарлевиль-Мезьер, Франция (2019). Арт-директор Летней лаборатории фигуративного театра, Санкт-Петербург.
Неоднократно работала в жюри и экспертных советах российских и европейских театральных премий и фестивалей, включая Национальную театральную премию «Золотая Маска».
Автор более ста публикаций о театре кукол в профессиональных изданиях России, Польши, Словении, Франции, Германии. Выступает с публичными лекциями о современном театре кукол — на фестивалях, конференциях, симпозиумах.
Проводила мастер-классы в Испании, Италии, Швеции, Норвегии, Хорватии, Великобритании, Франции, Чехии, Польше.
Осуществила постановки (более 20 спектаклей) в России, Франции, Финляндии, Италии Литве, Эстонии, Польше.
Ближайшая лекция
7 февраля 2024, 19ч Доказательство аксиом: «новый цирк» и куклы |
Лекция историка театра Анны Ивановой-Брашинской В цикле разговоров о театре кукол один из них неслучайно посвящен французскому сirque nouveau — «новому цирку». Театральным зрителям, исследователям и практикам «новый цирк» интересен как метод переосмысления реальности. «Новые» жонглёры, акробаты и фокусники подвергают сомнению базовые категории традиционного искусства и обнаруживают сбой в системе классического миропорядка. Обладающие сверхъестественными способностями, они демонстрируют нам новые стратегии выживания в экстремальных обстоятельствах. |
Прошедшие лекции (состоялись в 2023 году)
25 октября, 19ч Шарль Нодье и Шарль Маньен |
Существует две теории о происхождении театральной куклы. Обе принадлежат французским писателям: Шарлю Нодье и Шарлю Маньену. По Нодье, прародителем театральной куклы является первая игрушка первой девочки. Маньен считал, что театральные куклы произошли от древних идолов и рассматривал их в контексте религиозных обрядов. В современных постановках игровые и обрядовые истоки куклы используются в равной степени. Поведение актера с куклой можно охарактеризовать как игровое или как церемониальное. Конечно, это деление очень условно, и даже внутри одного спектакля правила могут меняться. Важно, что в обоих случаях кукла не оснащается никаким механизмом для приведения её в движение и выполняет свою миссию не оживая буквально. |
9 ноября, 19ч Два Пьеро |
В истории европейского театра кукол середины ХХ века есть два эстрадных номера, в которых марионетка Пьеро замечает стоящего рядом с ней актёра. Кукла старается понять, что именно делает на сцене этот человек: дергает себя за ниточки и наблюдает за движениями рук кукловода. Так она понимает, какая именно связь существует между ними – куклой и кукольником. Хрестоматийный, многократно описанный в специальной литературе номер Филиппа Жанти «Пьеро» – по сути является сценическим манифестом театральной куклы второй половины ХХ века. Он знаменует собой сбой в системе традиционного кукольного мышления, когда кукла находилась от кукольника на безопасно далёком расстоянии и не могла рефлексировать на тему своей подчиненности актёру. |
Подписаться на рассылку
Ваша запись успешно отправлена
Извините, запись не была отправлена. Свяжитесь с отделом курсов