Выберите город

Назад

Лекции Дени Вийома по истории Франции

13 мая 2024 — 5 июня 2024
Санкт-Петербург
13 мая 2024 — 5 июня 2024
Санкт-Петербург

Дени Вийом - выпускник Высшей педагогической школы в Сен-Клу, дипломированный преподаватель истории, лицензиат философии, обладатель диплома об углубленной подготовке (DEA) в области средневековой истории (специализация: История идей в Средние Века), а также диплома по русскому языку и литературе.

В течение многих лет преподавал в подготовительных классах Высшей педагогической школы (первый год обучения и дополнительный курс), а также в ряде других учебных заведений, в основном, историю древнегреческой и римской цивилизаций и западного Средневековья. Перевел несколько научных работ университетского уровня с русского на французский язык.

 

Идея равенства во французской мысли и общественной жизни с конца XVIII века до 1914 года

13 мая в 19.00 | регистрация

С самого начала, еще в афинской демократии, понятие равенства (isonomia на древнегреческом языке) ощущалось как неоднозначное понятие, которое обретало совершенно разный смысл. Позднее, уже христианство распространило и утвердило идею равенства всех людей перед Богом.

Великая Французская революция 1789 года обратилась к этой идее в Декларации прав человека и гражданина, принятой Учредительным Собранием 26 августа 1789 года. Немного ранее, в ночь на 4 августа, Собрание проголосовало за отмену привилегий. Но в обоих случаях точный смысл этих понятий (равенство, привилегии) был неясен: шла ли речь о чисто юридических и абстрактных или о вполне материальных и социальных реалиях?

Высказывание о том, что люди рождаются свободными и равными в правах, присутствовало во всех французских институциональных текстах в XIX-м и XX-м веках. На эту идею постоянно ссылаются в общественной жизни, и она обрела почти религиозное значение, сохранив, однако, до наших дней свою первоначальную неоднозначность.

На французском языке с последовательным переводом на русский язык.

 

Франция во времена Второй империи Наполеона III (1851-1870) и Третьей республики (с 1870 по 1914 год)

22 мая в 19.00 | регистрация

Племянник Наполеона I и первый президент Французской Республики (1848-1851), Луи Наполеон Бонапарт стал Императором французов в 1852 году после государственного переворота, совершенного им годом ранее. Вторая Империя просуществовала 18 лет и состояла из двух совершенно различных периодов: авторитарной Империи в течение шести первых лет, а затем Империи, постепенно ставшей парламентской и либеральной, вплоть до своего исчезновения в ходе войны и поражения от бисмарковской Пруссии в сентябре 1870 года. 

После падения Империи, последовавшего за ним учреждения III Республики (1870 или 1875 год) и окончательного поражения от прусских армий, Республика глубинным образом трансформировала институты общества (была создана парламентская демократия) и установила гражданские свободы (прессы, профсоюзов), создала систему светского и обязательного школьного образования и отделила церковь от государства (декрет 1905г.). Она также осуществила обширные колониальные завоевания в Азии и, особенно, в Африке.

В 1914 году Республика вновь оказалась вовлечена в военное столкновение с Германией.

На французском языке с последовательным переводом на русский язык.

 

Школа и университет во Франции от Наполеона I до 1914 года

5 июня в 19.00 | регистрация

При королевском режиме большинство учреждений школьного и университетского образования находилось в руках церкви. Революция отобрала у церкви монополию на школьное образование. Бонапарт, первый консул, ставший в 1804 г. Наполеоном, Императором французов, осуществил значительные законодательные преобразования, создав, в частности, Гражданский кодекс, а также учредив лицеи и императорский Университет, которые еще и сейчас остаются одной из основ французской образовательной системы. С этого времени высшее образование во Франции включает в себе два четко различаемых направления: Факультеты и Высшие Школы (такие, например, как Высшая Педагогическая Школа или Политехническая Школа в Париже).

В первой половине XIX века, начиная с 1815 г., и далее до 1870 г., церковь вернула себе часть утраченной роли в образовании, но одновременно была развита целая система государственного образования, в частности, с принятием при Луи-Филиппе в 1833 году, так называемого, закона Франсуа ГИЗО (1841), по которому каждая коммуна Франции была обязана открыть и содержать у себя начальную школу.

Но, в особенности, III Республика (1870-1914) выстроила систему республиканского школьного образования: согласно законам Жюля ФЕРРИ (1881-1882) была создана система обязательного светского бесплатного начального образования для всех детей. Аттестат о начальном образовании, получаемый в возрасте 13 лет по окончании школы, на последующие десятилетия стал основным образовательным документом французов.

В системе среднего образования развилась сеть лицеев, в которые отныне принимали девочек (с раздельным от мальчиков обучением). Развивалась также система высшего образования, но вплоть до 1914 года, и далее, она, как и лицеи, затрагивала лишь незначительное меньшинство населения. Таким образом, демократизация образования была лишь очень частичной.

На французском языке с последовательным переводом на русский язык.