Выберите город

Назад

Цикл фильмов «Французское Сопротивление и кино»

25 мая 2023 — 6 июля 2023
19.00
Санкт-Петербург
Кино
Невский проспект, 12, Медиатека Французского института (3 этаж)
Цикл фильмов «Французское Сопротивление и кино»
25 мая 2023 — 6 июля 2023
19.00
Санкт-Петербург

25 мая во Французском институте стартует цикл кинопоказов, посвященный французскому движению Сопротивления. Киновед Никита Смирнов представит классические работы Анри-Жоржа Клузо, Жан-Пьера Мельвиля и Рене Клемана, а также современные фильмы, осмысляющие жизнь и борьбу при оккупационном режиме Виши. Как кинематограф реагировал на индустриальное и творческое закрепощение? Что можно было сказать между строк?

В мае 1940 года Германия начинает военную кампанию, которая приведет к падению Парижа и установлению во Франции коллаборационистского правительства Виши. Следующие четыре года пройдут под знаком подпольной борьбы французов с оккупационным режимом. К Сопротивлению примкнут немецкие и испанские антифашисты, русская эмиграция, армянская и еврейская общины. Деятельность движения будет пронизывать все сферы жизни. Кинематограф не останется в стороне: скованный цензурой и запретами, он тоже станет пространством борьбы — а после войны поможет французам осмыслить травматический опыт оккупации. К теме Сопротивления обращаются и сегодня.

Программа показов / Регистрация

  • 25 мая в 19.00 «Ворон»/ « Le corbeau» (1943, Анри-Жорж Клузо) 

В небольшом французском городке всё смешалось: череда разоблачающих анонимных писем от некоего «Ворона» настраивает жителей друг против друга. Болезненное недоверие окутывает город плотным туманом.

Классическую драму Анри-Жоржа Клузо нередко называют «нуаром», хотя ни самого этого термина, ни тем более представления об американских нуарах у французской публики времен войны не было. Тем не менее, здесь мы тоже видим затейливую игру теней: в мире «Ворона» всё зыбко, и эта неопределенность позволяет липкому страху захватить город. Свой фильм, изображающий выведенное из равновесия общество, Клузо ставит на студии «Континенталь», созданной Йозефом Геббельсом. Сразу после освобождения Франции студию закроют, а Клузо запретят работать в кино. Однако ограничение продлится лишь два года, и уже скоро «Ворона» со всей его сложностью «разглядят».

На французском языке с русскими субтитрами.

  • 6 июня 19.00 «Битва на рельсах» / «La bataille du rail» (1946, Рене Клеман)

Рассказ о борьбе французских железнодорожников и партизан против нацистских оккупантов, сотканный из эпизодов-лоскутов, собирающихся во впечатляющую картину Сопротивления.

Сразу после войны молодой документалист Рене Клеман ставит первый игровой полный метр. Саботаж на железной дороге был одной из устойчивых форм Сопротивления и других партизанских движений Второй мировой войны. Клеман предельно реалистичен, отчего его фильм порой сопоставляют с неореализмом. Режиссер отказывается от сконструированного. Он использует натурные съемки и непрофессиональных актеров — некоторые из них действительно участвовали в подпольной борьбе, как и оператор картины Анри Алекан, в 1940-м бежавший из лагеря для военнопленных и занимавшийся вывозом людей из страны на юге Франции. Честная и яркая дебютная работа Клемана приносит приз за режиссуру на первом Каннском кинофестивале.

На французском языке с русскими субтитрами. Регистрация

  • 28 июня 19.00 «Молчание моря» / «Le silence de la mer» (1949, Жан-Пьер Мельвиль)

Во время оккупации в сельский дом неподалеку от Парижа поселяется немецкий офицер. Интеллигентный и образованный, он пытается вести с хозяевами примирительные разговоры о культуре и судьбе Франции, однако в ответ встречает лишь молчание.

Для своего полнометражного дебюта Жан-Пьер Мельвиль выбирает ключевое французское произведение периода оккупации — одноименную повесть Веркора, подпольно изданную в 1942 году. Кто, как не Мельвиль, имел на это право: войну он провел в рядах Сопротивления, где и выбрал себе nom de guerre в честь автора «Моби Дика». Свое первое большое произведение режиссер снимал тоже почти подпольно: без поддержки государства и профсоюзов, почти без денег, зато — в доме самого Веркора. Фильм Мельвиля напоминает о том, что никакой разговор о культуре и общей истории невозможен, если гость пришел в твой дом с оружием.

На французском языке с английскими субтитрами. Регистрация.

  • 6 июля 19.00 «С мадемуазель все в порядке»/ «Une jeune fille qui va bien» (2021, реж. Сандрин Киберлен)

Еврейке Ирен девятнадцать, она мечтает стать актрисой, ее жизнь полна радостных открытий. Однако на дворе 1942 год, и жизнь в оккупированном Париже становится всё опаснее.

Свой режиссерский дебют известная актриса Сандрин Киберлен вынашивала более десяти лет. Фильм был показан в программе «Неделя критики» Каннского фестиваля, а игра Ребекки Мардер была высоко оценена рецензентами. Ее Ирен видит весь мир как сцену. Постепенно с этой сцены начинают пропадать люди, а настроение становится всё более тревожащим… В этом обманчиво легком кино нет того, что мы ассоциируем с кино о Холокосте — Киберлен строит драматургию через серию умолчаний, погружая нас в историю поруганной юности посреди катастрофы.

На французском языке с русскими субтитрами. Регистрация