Выберите город

Назад

Цикл лекций «Французская архитектура: такой разный модернизм»

15 ноября 2022 — 20 декабря 2022
19.00
Санкт-Петербург
Культура, архитектура
Невский проспект, 12, Медиатека Французского института (3 этаж)
Цикл лекций «Французская архитектура: такой разный модернизм»
15 ноября 2022 — 20 декабря 2022
19.00
Санкт-Петербург

Место, где задолго до XX столетия в эпоху короля-солнца завязалась полемика футуристов с пассеистами, где в канун революции 1789 г. явились миру невозможные геометрические проекты-монстры, где придумали название стиля «новое искусство», известного в России как модерн, где в зрелые годы жил и работал один из наиболее значимых архитекторов в мире Ле Корбюзье, страна великих художественных новаций – от готики до постмодернизма – все это Франция. Совершив краткий экскурс в предысторию модернизма, обсудим с искусствоведом и специалистом по истории архитектуры Иваном Саблиным основные архитектурные свершения XX века, чтобы подойти вплотную к нашему времени и попытаться понять, какие же черты будущего проступают в столь славном прошлом.

 

Лекция №1

15 ноября в 19.00 

Французская революционная архитектура: Леду, Булле и другие

Кто никогда не видел творений т. н. революционного зодчества, относящиеся к рубежу XVIII—XIX веков – времени, все-таки далекого от художественного авангарда, что наступил столетие спустя, может не поверить своим глазам: да разве такое было возможно, не фальсификация ли эти сверхчеловеческие монументы, алтари неведомых богов, отрицающие все прежние принципы и нормы искусства? Но все это было, хотя и оказалось чем-то преждевременным, современниками не принятым и потому подзабытым. Вспомним же об этих дерзких экспериментах!

 

Лекция №2 

22 ноября в 19.00 

Ар-нуво и ар-деко во Франции

Два этих понятия нередко путают, а вместе с тем, лишь первое придумано в Париже, зародилось же это явление в иной франкофонной столице Европы, в Брюсселе. Что же до второго – ар-деко, – дано оно было в честь выставки декоративного искусства, которая состоялась в Париже, но придумали его тогда, когда сам стиль себя уже изжил, и сделали это историки искусства, не лишенные чувства юмора, желавшие, видимо, сбить с толку читателей своих трудов. Сегодня многочисленные памятники стиля ар-деко – гораздо более заметные, нежели то, что мы назвали бы стилем модерн – украшают многие города Франции и мира.

 

Лекция №3

29 ноября в 19.00

Огюст Перре

У наследия этого архитектора словно бы две стороны – он новатор, придумавший строить дома с обнаженным железобетонным каркасом, и в таком качестве предшественник, а также непосредственный учитель Ле Корбюзье. Но Перре сторонник классики, пускай и обновленной, упрощенной, осовремененной, поклонник строгих греческих колоннад, а также мастер церковного зодчества, вдохновленный готикой. А еще создатель стиля ар-деко, первым памятником которого справедливо считают облицованный мрамором поверх бетонных конструкций театр Елисейских полей в Париже.

 

Лекция №4

6 декабря в 19.00 / Регистрация

Ле Корбюзье. Часть 1. Интернациональный стиль и План Вуазен

В первой половине своей жизни Ле Корбюзье - бунтарь, яростный спорщик, провокатор, плодовитый писатель, почти графоман, тот, кто хотел разрушить старинные кварталы Парижа, кому небоскребы Нью-Йорка казались слишком маленькими, и кто в Москве из круга исторически сложившейся планировки предлагал сделать квадрат.

Этот зодчий успел построить немного – все больше скромные виллы с белыми голыми фасадами. К концу же 1930-х он и вовсе умолк, кажется, проиграв спор с консерваторами-академистами. Однако все самое интересное ему еще только предстояло совершить.

 

Лекция №5

13 декабря в 19.00

Ле Корбюзье. Часть 2. Брутализм

Поздний стиль Ле Корбюзье - это не просто открытие красоты голого бетона – не он первый совершил это открытие, в конце концов, – но также и не отказ от самых дерзких предложений 1920-х, ведь зодчий до конца оставался максималистом. Главное, это внезапное осознание той угрозы самому архитектурному творчеству, что таил довоенный модернизм, отринувший монументальность и пластику. Однако новая пластика, открытая архитектором в 1950-е, оказалась словно бы созданной для иных миров, причудливой, немного пугающей и все же необычайно убедительной и яркой.

 

Лекция №6

20 декабря в 19.00

Архитектура пост- и позднего модернизма во Франции

После ухода Перре и Корбю Франция, как казалось, долго не могла предложить каких-то новых ярких путей для зодчества; сказывалась всеобщая усталость от модернизма, поставленного теперь на поток и во многом от того дискредитировавшего себя. Центр художественных экспериментов к тому же переместился вроде бы за океан… Но вот случилось сначала краткое явление архитектурного постмодерна, крупнейшим мастером которого во Франции оказался каталонец Боффил, а затем и новый модернизм, в котором творят столь многие зодчие рубежа столетий – от Перро до Портзампака, от Чуми до Нувеля. Не все они французы, но все, так или иначе, вдохновляются великим архитектурным наследием этой страны.