Цикл лекций «Французская архитектура: такой разный модернизм»
Место, где задолго до XX столетия в эпоху короля-солнца завязалась полемика футуристов с пассеистами, где в канун революции 1789 г. явились миру невозможные геометрические проекты-монстры, где придумали название стиля «новое искусство», известного в России как модерн, где в зрелые годы жил и работал один из наиболее значимых архитекторов в мире Ле Корбюзье, страна великих художественных новаций – от готики до постмодернизма – все это Франция. Совершив краткий экскурс в предысторию модернизма, обсудим с искусствоведом и специалистом по истории архитектуры Иваном Саблиным основные архитектурные свершения XX века, чтобы подойти вплотную к нашему времени и попытаться понять, какие же черты будущего проступают в столь славном прошлом.
Лекция №1
15 ноября в 19.00
Французская революционная архитектура: Леду, Булле и другие
Кто никогда не видел творений т. н. революционного зодчества, относящиеся к рубежу XVIII—XIX веков – времени, все-таки далекого от художественного авангарда, что наступил столетие спустя, может не поверить своим глазам: да разве такое было возможно, не фальсификация ли эти сверхчеловеческие монументы, алтари неведомых богов, отрицающие все прежние принципы и нормы искусства? Но все это было, хотя и оказалось чем-то преждевременным, современниками не принятым и потому подзабытым. Вспомним же об этих дерзких экспериментах!
Лекция №2
22 ноября в 19.00
Ар-нуво и ар-деко во Франции
Два этих понятия нередко путают, а вместе с тем, лишь первое придумано в Париже, зародилось же это явление в иной франкофонной столице Европы, в Брюсселе. Что же до второго – ар-деко, – дано оно было в честь выставки декоративного искусства, которая состоялась в Париже, но придумали его тогда, когда сам стиль себя уже изжил, и сделали это историки искусства, не лишенные чувства юмора, желавшие, видимо, сбить с толку читателей своих трудов. Сегодня многочисленные памятники стиля ар-деко – гораздо более заметные, нежели то, что мы назвали бы стилем модерн – украшают многие города Франции и мира.
Лекция №3
29 ноября в 19.00
Огюст Перре
У наследия этого архитектора словно бы две стороны – он новатор, придумавший строить дома с обнаженным железобетонным каркасом, и в таком качестве предшественник, а также непосредственный учитель Ле Корбюзье. Но Перре сторонник классики, пускай и обновленной, упрощенной, осовремененной, поклонник строгих греческих колоннад, а также мастер церковного зодчества, вдохновленный готикой. А еще создатель стиля ар-деко, первым памятником которого справедливо считают облицованный мрамором поверх бетонных конструкций театр Елисейских полей в Париже.
Лекция №4
13 декабря в 19.00
Ле Корбюзье. Часть 1. Интернациональный стиль и План Вуазен
В первой половине своей жизни Ле Корбюзье - бунтарь, яростный спорщик, провокатор, плодовитый писатель, почти графоман, тот, кто хотел разрушить старинные кварталы Парижа, кому небоскребы Нью-Йорка казались слишком маленькими, и кто в Москве из круга исторически сложившейся планировки предлагал сделать квадрат.
Этот зодчий успел построить немного – все больше скромные виллы с белыми голыми фасадами. К концу же 1930-х он и вовсе умолк, кажется, проиграв спор с консерваторами-академистами. Однако все самое интересное ему еще только предстояло совершить.
Лекция №5
20 декабря в 19.00
Ле Корбюзье. Часть 2. Брутализм
Поздний стиль Ле Корбюзье - это не просто открытие красоты голого бетона – не он первый совершил это открытие, в конце концов, – но также и не отказ от самых дерзких предложений 1920-х, ведь зодчий до конца оставался максималистом. Главное, это внезапное осознание той угрозы самому архитектурному творчеству, что таил довоенный модернизм, отринувший монументальность и пластику. Однако новая пластика, открытая архитектором в 1950-е, оказалась словно бы созданной для иных миров, причудливой, немного пугающей и все же необычайно убедительной и яркой.
Лекция №6
27 декабря в 19.00 / Регистрация
Архитектура пост- и позднего модернизма во Франции
После ухода Перре и Корбю Франция, как казалось, долго не могла предложить каких-то новых ярких путей для зодчества; сказывалась всеобщая усталость от модернизма, поставленного теперь на поток и во многом от того дискредитировавшего себя. Центр художественных экспериментов к тому же переместился вроде бы за океан… Но вот случилось сначала краткое явление архитектурного постмодерна, крупнейшим мастером которого во Франции оказался каталонец Боффил, а затем и новый модернизм, в котором творят столь многие зодчие рубежа столетий – от Перро до Портзампака, от Чуми до Нувеля. Не все они французы, но все, так или иначе, вдохновляются великим архитектурным наследием этой страны.
Подписаться на рассылку
Ваша запись успешно отправлена
Извините, запись не была отправлена. Свяжитесь с отделом курсов