Назад

«Кинополис Ницца: столетие студии „Викторин“»

14 ноября 2019 — 27 ноября 2019
Санкт-Петербург
«Кинополис Ницца: столетие студии „Викторин“»
14 ноября 2019 — 27 ноября 2019
Санкт-Петербург
Ретроспектива классических французских фильмов, снятых на знаменитой студии «Викторин» в Ницце, которой в этом году исполняется 100 лет, организована мэрией Ниццы, Синематекой Ниццы, синематекой In Cinéma — подразделением русско-французской ассоциации «Перспектива» и Французским институтом в России.  Ницца — колыбель кинематографа, притягивающая к себе французских режиссеров с первых дней изобретения кино. Этот город стал любимым местом киносъемок, ведь здесь есть то, за чем многие режиссеры специально отправляются в Калифорнию: качественный и равномерный свет — незаменимый ингредиент на кухне кинематографа. Самые первые фильмы в истории Ниццы были сняты именно под открытым небом. Уже к 1930 году в городе поселились шесть киностудий и параллельно работало несколько десятков съемочных групп. Режиссер Луи Фейад окрестил Ниццу французским «кинополисом».  В 1919 году Сержем Сандбергом и Луи Нальпа была создана студия «Викторин» (La Victorine), вскоре занявшая в киноиндустрии Ниццы исключительное место. Здесь были сняты фильмы, без которых никогда не сложился бы образ французского кино: «По поводу Ниццы» Жана Виго, «Дети райка» Марселя Карне, «Загадка Пикассо» Анри-Жоржа Клузо, «Американская ночь» Франсуа Трюффо. Ницца стала знаменитым «кинематографическим пространством» — ее образ был неоднократно запечатлен на кинопленку, а фильмы, снятые в естественных городских декорациях, отличаются редкой тональной выразительностью.   Первый показ, который пройдет в рамках Санкт-Петербургского культурного форума, представит специальный гость — заместитель муниципального советника по музыке и опере мэрии Ниццы Андре Шове. Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами. 18+Билеты на сайте Дома кино    Программа • четверг 14 ноября 21:00 — «Американская ночь» (Франсуа Трюффо, 1973) Сюжет знаменитого «кино о кино», созданного пионером французской Новой волны, разворачивается вокруг съемочного процесса на студии «Викторин», участники которого бесконечно выясняют отношения, — ведь за много лет знакомства в них смешались в разных пропорциях любовь, усталость и ревность.    • 20 ноября 19:00 — «По поводу Ниццы» (Жан Виго, Борис Кауфман, 1930) и «Тайна Пикассо» (Анри-Жорж Клузо, 1956) «По поводу Ниццы» — дебютный короткометражный фильм ключевой фигуры французского кино периода его перехода от немого киноавангарда к «поэтическому реализму», в котором уже проявляется его внимание к фактурам воды, ландшафта, архитектуры, к движению человеческих тел. Соавтором удивительной короткометражной ленты выступил постоянный оператор Виго — Борис Кауфман, демонстрирующий все богатство кинематографических возможностей, изображая город, томящийся от летнего жара: его жителей, архитектуру и потаенные уголки. Неожиданное обращение к документальному кино мастера французских триллеров Анри-Жоржа Клузо — «Тайна Пикассо» —  это фильм не о жизни, а о творческом методе одного из ведущих художников мирового авангарда. Камера фиксирует каждое движение рук Пикассо, рождение линий, штрихов и мазков —  одновременно на холсте и пленке. Для съемок художник был специально приглашен на студию «Викторин» и использовал в работе особые чернила, просачивающиеся сквозь бумагу так, чтобы камера могла в тот же момент схватить их следы на обратной стороне.    • 27 ноября 19:00 — «Хищники» (Рене Клеман, 1964) Эта атмосферная экранизация американского романа «Дом удовольствий» одного из главных режиссёров послевоенного кино до Новой волны совмещает меланхолию французских улиц с напряжением лучших образцов голливудского нуара. В фильме можно увидеть железнодорожный вокзал, цветочный рынок и знаменитую Английскую набережную — места, в которые до сих пор наведываются поклонники богатой кинематографической истории Ниццы.