Выберите город

Назад

Конкурс кинокритиков MyFrenchFilmFestival

19 января 2023 — 10 февраля 2023
Москва, Санкт-Петербург
Кино
он-лайн
Конкурс кинокритиков MyFrenchFilmFestival
19 января 2023 — 10 февраля 2023
Москва, Санкт-Петербург

Завершился конкурс кинокритиков, организованный Французским институтом в России в рамках 13-го онлайн-кинофестиваля MyFrenchFilmFestival.

В качестве партнеров конкурса выступили журнал "Сеанс", Московская школа кино, Школа искусств и креативных индустрий ШИКИ.

Участникам было предложено написать рецензию на один из фильмов фестиваля и заявить о своем участии в любительской или профессиональной категории.

 

Категория "Профессионалы"

-предназначалась для студентов и выпускников факультетов, связанных с кино, молодых специалистов, работающих в киноиндустрии. Их работы оценивали : Василий Степанов, главный редактор журнала «Сеанс», Ксения Ильина, киножурналистка, автор КИНОТВ, «Искусства кино», «Сеанса»,  куратор курса киножурналистики в Школе искусств и креативных индустрий ШИКИ, Всеволод Коршунов, сценарист, редактор, киновед,  куратор программ «Практическая кинокритика», преподаватель интенсивов «История кино» и «Современное кино» в Московской школе кино.

Всего на профессиональный конкурс было прислано 38 рецензий, среди которых было выбрано три лучших работы. 

Победителями в этой категории стали: 

Сергей Кулешов  / Химки
Александра Ким / Франция
Валерия Косенко / Санкт-Петербург

Всем победителям присужден приз: публикация в журнале «Сеанс» и годовая подписка на издание.

 

Категория "Кинолюбители"

-открыта для всех желающих. В состав жюри вошли представители Французского института в России и Альянс Франсез в России.

Одинаково оценивались работы на русском и французском языках. Всего на любительский конкурс было прислано 67 рецензий, среди которых было выбрано три лучших работы. 

Победителями в этой категории стали: 

Вадим Мартишевский / Санкт-Петербург
София Колотилина / Самара
Наталья Зверева / Пермь

Приз: курсы французского языка от Французского института в Москве и в Санкт-Петербурге, от Альянс Франсез-Пермь.

 

Благодарим всех за участие и поздравляем победителей!

 

С разрешения авторов, публикуем рецензии победителей

История любви и желания:

поэзия XI века и воспитание чувств XXI века

 

«Просто дай мне руку, я положу её на сердце, а потом уйду...».

Застенчивый провинциал Ахмед не подозревал, какую сильную чувственность таит в себе культура Магриба, пока не посетил курс по литературоведению в университете Сорбонны. Весь цвет арабской поэзии пробуждает в нём однокурсница Фарах... Драма о взрослении предлагает посмаковать откровенные рифмы, проникнуться интимностью, таящейся в сборниках на книжных полках, и насладиться сладостью стихотворных форм. 

Действие фильма разворачивается в наши дни, но авторы неспроста делают акцент на историческом аспекте: свободолюбивая красавица Фарах из Туниса более эмансипирована, чем влюбившийся в неё чуткий парень. Не знающий арабского языка Ахмед родился во Франции, но не был на родине своих родителей в Алжире (родственники бежали из страны от гражданской войны в начале 90-х годов). Семейное наследие из невысказанных слов неизбежно отражается на нерешительном юноше. Религиозные и социальные табу сильно давят на него. Он ищет своё место в противоречивом мире и пытается соблюдать баланс на перекрёстке двух культур, с трудом выражая свои импульсы и колебания. 

Показывая будни студентов, создатели ленты напоминают об открытой миру арабской культуре — от «Песни пламенеющего желания» Ибн Араби до «Благоуханного сада» Шейх Нефзауи. Богатство светской литературы, иллюстрирующей любовь и эротику, раскрывается в картине без дидактизма и противопоставляется предвзятому образу, с которым на Западе порой ассоциируют Ближний Восток и Северную Африку. Оригинальность повествования делает кино уникальным: персонажей не сексуализируют, лишь деликатно и тонко демонстрируют красоту их тел. Женский взгляд, обращённый на мужское тело, — роскошь в искусстве. Кожа изображается как бумага и бумага как кожа, перу и чернилам придаётся осязаемый смысл, а словам поэтов — читаются они слева направо или справа налево — завораживающая магия. 

Тема национальной идентичности, исследование сексуальности и воссоединение со своими корнями... «История любви и желания» честно и искренне отвечает на вопросы, которые замалчиваются. Литература с лёгкостью охватывает всё пространство фильма. Поэзия наводит мосты. Текст — такой же способ побыть вместе, как и пообщаться. Своей удивительной плавностью и мягкостью лирика бережно образует союз двух сердец, где обмен взглядами и сдержанные жесты разогревают страсть. Как говорил французский писатель ливанского происхождения Амин Маалуф, «любовь питается не только желанием, но и терпением». Это кино, благодаря которому захочется влюбиться вновь. Как в первый раз.

Фильм История любви и желания (Une histoire d’amour et de désir)

Год производства: 2020

Режиссер: Лейла Бузид (Leila Bouzid)

Страны: Франция, Тунис

Жанр: драма, мелодрама

Автор рецензии : Мартишевский Вадим

Le charme de France dans les décors du Japon

 

Le film  ‘Laissé  inachevé à Tokyo’ en noir et blanc combine les meilleurs canons du cinema conservateur japanois avec une sophistication française.

Intrigant et prenant, ce court métrage a été réalisé par Olivier Assayas qui s’est fait apprécier par ses réalisations extraordinaires comme ‘Paris, je t’aime’ , ‘Après mai’ , ‘Personal shopper’. On reconnaît la griffe du maître dans toutes ces œuvres, vu leur style esthétique unique.

Dans ce film de vingt deux minutes, qui a été tourné en 1982, la figure centrale est une jeune écrivaine, Sofie (Elie de Medeiros) qui revient de Tokyo à Paris sans avoir terminé son roman, à cause duquel elle a été impliquée dans une histoire criminelle. L'action se déroule au Japon dans les années quarante. Commençant comme une banale histoire d'amour que l'on voit dans tous les mélodrames de classe B et que l'on connaît par cœur, le film se transforme en un thriller, évoluant de temps en temps vers une description calme du quotidien. Sofie restera-t-elle saine et sauve ? Pour le savoir, il faut que vous regardiez le film.

Malgré sa courte durée, le film a un mérite artistique incroyable d’allier harmonieusement la culture originelle du Pays du soleil levant et l'élégance française. La lenteur et l'absence d'agitation sont typiques pour le cinéma japonais, tout comme la prise de vues "blanches" sur lesquelles nous arrivons à observer l'arrière-plan comme s'il était le joyau de la scène. Quant au style, il est vraiment français. L'esthétisme est la base de la culture française: il se retrouve non seulement dans la mode, la peinture ou l'architecture, mais aussi dans la philosophie. Si on a besoin de mettre en valeur quelque chose, cela se fait toujours avec simplicité.

Le réalisateur opte délibérément pour une palette en noir et blanc : aussi limitée qu’elle soit, celle gamme de couleurs ajoute de l'expressivité au film. Ombres contrastées des expressions et formes des visages des personnages, tout cela donne encore plus de drame au film.

Du point de vue esthétique, ce travail du caméraman est idéal : chaque image est calibrée avec précision, tel un artiste qui voulant parfaire sa peinture, réalise une dizaine d’esquisses pour en choisir celle qui éblouira.

Enfin, il faut noter une ambiance particulière créée par l'accompagnement musical : les instruments traditionnels japonais, les bruits de la rue, le murmure des vagues et le froufrou des feuilles enchanteront l’oreille.

Les spectateurs se souviennent surtout du début et de la fin d’un spectacle, or, dans ce film il n'y a ni l'un ni l'autre. Le réalisateur nous a simplement montré un court extrait de la vie d'une jeune écrivaine. Au début, on se pose beaucoup de questions pour savoir où l'intrigue nous mènera, mais la fin est incertaine. Comme dans la vie, où il n'y a pas de fin, qui marquerait une fin absolue.

Фильм Дело, незаконченное в Токио (Laissé inachevé à Tokyo)

Год производства: 1982

Режиссер: Оливье Ассаяс (Olivier Assayas)

Страна: Франция

Автор рецензии : Колотилина София


«Кровавые апельсины»

«Кровавые апельсины» — комедия, драма, детектив? Режиссёр Жан-Кристоф Мерис задумал снять комедию, но в итоге замиксовал все жанры «в одном стакане». Совершенно обособленные истории слились воедино. 

Начальные кадры окунают нас в горячие споры группы людей. Сперва тяжело разобраться, о чём они эмоционально беседуют. Но прислушавшись понимаешь, что им вверена судьба участников конкурса танцев. Компания подобралась очень странная — одни судьи с объективными взглядами, вторые готовы подтасовать результаты, третьи бьются в истерике.

На протяжении всего фильма, зрителям беспорядочно демонстрируют то одних персонажей, то других. Возможно, тут сказалось соавторство с тремя сценаристами. Поэтому, сразу не понимаешь кто эти люди, почему режиссер картины пытается объединить их, и почему «Кровавые апельсины» — это комедия, в каком месте нужно смеяться?

Первые — семья пенсионеров. Они участвуют в конкурсе танцев. Главный приз — внедорожник. Старики настроены решительно. На кону их судьба. Они по уши в долгах. В случае победы, пожилые люди смогут погасить часть задолженности.

Второй — адвокат–слабак. Персонаж слишком зажат, имеет кучу комплексов, жалок и не способен дать отпор. При случайном столкновении с таксистом–негодяем, он сдался без боя и был унижен. 

Третий — коррумпированный министр. Пытаясь уйти от налогов, старается придумать оправдание своим действиям. У него есть поручение «поскрести по сусекам» и непопулярными методами выбить 22 миллиарда из бедных и богатых. 

Четвёртая — девочка–подросток. Она мечтает стать взрослой. Но не знает, как это будет, преисполнена грезами и сомнениями.   

Первая часть картины будничная. Никакой суеты. Чего не скажешь о второй половине. Она насыщена жестокостью и кровью — изнасилованный министр, поруганная честь несовершеннолетней. 

Мужчины в картине инфантильные, слабые, безвольные, истеричные люди. Они не способны сопротивляться и защищаться от агрессии. Пожилой танцор не может найти выход из долговой ямы, итог печален. Министр не готов постоять за себя. Адвокат — эгоист и слюнтяй. 

На их фоне, девочка — боец. «Ставит на место» водилу. Подвергается насилию, но это её не останавливает, она мстит за себя. 

Несмотря на всю трагичность, к концу кинофильма становится ясно, реальность не так жестока, справедливость торжествует. Это ощутит на себе таксист–психопат.  

Картина не рассчитана на широкого зрителя и вызывает смешанные чувства. Мне кажется, фильм тяжело назвать комедией. Это скорее драма. Ни один кадр не вызвал смех. Всё, что угодно, но точно не хохот, который присущ комедийному жанру.

 

Фильм : Кровавые апельсины (Oranges sanguines)

Год производства: 2021

Режиссер: Жан-Кристоф Мёрис (Jean-Christophe Meurisse)

Страна: Франция

Автор рецензии : Зверева Наталья