Ретроспектива Алена Таннера в рамках 10-го фестиваля кино Швейцарии
Ретроспектива посвящена одному из выдающихся швейцарских кинорежиссёров XX века – Алену Таннеру, который ушёл из жизни в 2022 году. В наступающем 2024 году Швейцария отметит 95-летие Таннера.
Кино Алена Таннера утверждается на перекрестке двух хронологий, двух моментов истории. Момент политический: «после 68-го» – это пространство-время, в котором происходят действия его первых фильмов. Момент художественный: его кинокартины совпадают с возникновением «новых кинематографий», явления 1965-1975 годов, когда работали такие выдающиеся режиссеры, как Глаубер Роша, Миклош Янчо, Ежи Сколимовский, Марко Беллоккио. Несмотря на совершенно разные стили и подходы, этих авторов объединяет общая эстетическая основа, которая расширяет наследие «великих современников» послевоенного периода (Росселлини, Брессон). Они не занимаются ироничным или маньеристским «постмодерном», который случится позже, а ищут соответствия между изобретенным языком и новым миром, родившимся в послевоенный период. Но в отличие от других упомянутых режиссеров, каждый из которых создавал кино, опираясь на опыт своей страны (смешанная Бразилия Роша, очень политическая Венгрия Янчо, Италия Беллоккио и т. д.), Ален Таннер создавал своими фильмами мир, изначально имевший недостатки: мир Швейцарии.
Режиссер однажды выразил сожаление, что не смог, как братья Тавиани во время путешествий, взять с собой частичку родной земли. Швейцария как не-место, как земля «без истории», неизбежно нейтральная, страна «часов с кукушкой», высмеиваемая в «Третьем человеке», — это ныне отсутствующая кинофигура Таннера, изначальное безгражданство, поэтически питающее каждый его фильм, ничейная земля и отсутствие национального характера требуют своей противоположности: Утопии (этимологически: отсутствие Бога), чью прихотливую и точную карту создают фильмы Таннера. Утопия детства всегда открывается заново, желания меняются, чувства обострены. У персонажей Таннера нет никакой определенности, кроме постоянной траектории, чтобы добраться до цели.
Прежде чем стать режиссером, Ален Таннер работал моряком. В начале 1950-х 21-летний молодой человек покинул родную Швейцарию, чтобы работать корабельным писателем на грузовых кораблях, выходивших из порта Генуи. В фильме «Люди в порту» (1994), одном из его редких документальных фильмов, который также является прекрасным автопортретом, он вспоминает свои юношеские годы, момент до кино, который сформировал его интерес к грузовым кораблям и далеким горизонтам. «Путешествующий кинорежиссер», «путешествующее кино»: эти определения часто возникают, когда упоминается имя Алена Таннера. Многие не знают, что значимое физическое движение в его фильмах – отъезд, полет, вкус к открытому морю – берет свое начало в жизненном опыте. Пока парижане – режиссеры будущей «новой волны» – изучали кино, смотря фильмы Хичкока или Хоукса, Таннер познавал мир, работая в море, и открыл для себя поэзию Эме Сезера, которому отдал дань уважения в «Возвращении из Африки» (1973). Ален Таннер не любитель кино. Под этим подразумевается, что для него кино – не цель, а средство. Как грузовой корабль. Более того, его вкус к кино родился с открытием Росселлини и Де Сики, итальянский неореализм действовал на него не только как переживание реальности, но и как эстетический шок. Кинематограф Алена Таннера —прежде всего этика реальности, способ обращения с ней, преодоления ее. Режиссер любит говорить, что кино начинается тогда, когда «немного сопротивляется». Таким образом, создание фильма фиксирует сопротивление реальности, исходного материала.
Двадцать фильмов составляют кинобиографию Алена Таннера, которая располагается между двумя именами и двумя побегами, между «Шарль жив или мертв» (1969) и «Поль плевал на всё» (2003). В своем первом полнометражном фильме, представленном на Неделе критиков Каннского кинофестиваля и который вместе с рядом других, в частности «Зубастая луна» и «Гашиш» Мишеля Суттера, символизировал «новое швейцарское кино», главный герой Шарль Ди решает отказаться от своей комфортной жизни и своего статуса владельца фабрики, чтобы отправиться в уединение, населенное двумя представителями богемы, с которыми он знакомится. В финальной режиссерской работе Таннера исчезновение профессора семиологии и экс-левака Поля вызывает идейный и эстетический кризис у его 17 студентов. Таким образом, между двумя фильмами, которые разграничивают творчество Алена Таннера, есть общая тема: бегство, уход, персонаж, который уступает свое место, вытесняет себя, чтобы найтись в другом месте. Однако эта иллюзия ухода, которая обнаруживается и в других кинокартинах, вполне может определить политическую ценность кино Таннера; не утверждая и не декларируя, таннерианский политик самоутверждается по умолчанию, на грани. Это мягкая подрывная деятельность, которая разрушает систему на ее границах. К уже перечисленным правам человека Ален Таннер мог бы добавить, как и Руссо, право ходить на цыпочках. Никаких воинственных фанфар с его стороны, никаких обличений, только легкий отрицательный кивок головой и пируэты для дестабилизации противника.
Фестиваль кино Швейцарии организован киноклубом «Синемафия»
Полная программа и подробности на сайте фестиваля.
Расписание показов во Французском институте
Невский проспект, 12, медиатека (3 этаж)
понедельник 13 ноября, 18.30 Перед показом состоится лекция «Ален Таннер - классик швейцарского кино» Лектор Наталия Эфендиева, кинокритик, специальный обозреватель газеты «Деловой Петербург» |
|
Source et Droits réservés Alain Tanner © Groupe 5, SSR National 18+ Показ на французском языке с русскими субтитрами |
ШАРЛЬ ЖИВ ИЛИ МЁРТВ / CHARLES MORT OU VIF Режиссёр Ален Таннер Швейцария, 1969, 94 мин 50-летний Шарль Де – владелец семейной часовой фабрики – внезапно решает отойти от дел. Пытаясь разорвать связи с угнетающей его жизнью буржуа из высшего общества, он уходит из дома, исчезая из поля зрения компаньонов и семьи в лице своего сына Андрэ, амбициозного и жаждущего завладеть фамильным предприятием со 100-летней историей. Поселившись в отеле, Шарль знакомится с молодой парой, ведущей богемный образ жизни и живущей случайными заработками: художником Полем и дочерью судьи Аделиной, и вскоре переезжает к ним. Проводя дни за чтением книг и разговорами со своими новыми друзьями и дочерью Марианной, единственной, кому известно о его местонахождении, Шарль пытается осмыслить пустоту своей жизни и обрести в ней новый смысл, от которого он отказался в молодости в угоду довлеющего семейного уклада... Этот первый полнометражный фильм Алена Таннера положил начало тому, что когда-то называлось «новым швейцарским кино», своего рода «новой волной» (в которую также вошли Мишель Суттер и Клод Горетта), полной либертарианской и бодрящей свежести. Именно в контексте студенческих волнений в мае 1968 года в Париже и был задуман фильм. По словам самого Таннера, он хотел отразить подоплёку этих событий, о которых делал репортажи для швейцарского телевидения. 40-летнего режиссёра мало волновали политические заявления воинственно настроенной молодёжи, его внимание привлекли люди гораздо более старшего поколения, оказавшиеся среди демонстрантов. Эта картина – смесь иронии и пессимизма, вроде зимней стужи и снега, окутывающего действие. «Шарль жив или мёртв» – во многом набросок «Саламандры», снятой Таннером двумя годами позже; фильм, прежде всего, позволяет оценить талант Франсуа Симона, прекрасного актёра и человека театра. |
вторник 14 ноября, 18.30 |
|
Affiche romande – Sources : Collection Cinémathèque suisse – Droits réservés Alain Tanner © Alain Tanner 18+ Показ на французском языке с русскими субтитрами |
САЛАМАНДРА / LA SALAMANDRE Режиссёр Ален Таннер Швейцария, 1971, 130 мин Хватаясь за случайный заработок, журналист Пьер готовит сценарий для телевидения, сюжетом которому должен послужить реальный случай, произошедший не так давно – молодая девушка, некая Роземонда, обвинялась в попытке убийства своего дяди, но не нашлось достаточных улик. Пьер обращается за помощью к знакомому писателю Полю, и вместе они начинают раскручивать события. Романист и мечтатель Поль представляет персонаж в романтическом свете. Пьер же, более близкий к реальности, предпринимает попытку собрать факты и выяснить правду... Этот фильм – размышление режиссёра с характерным исследованием внутреннего мира героев и анализом взаимосвязей их одиночества с нестабильностью общества. Ещё один неполиткорректный маленький шедевр Алена Таннера с Бюль Ожье в роли неприкаянного, слегка свихнувшегося дитя большого города, успешно выдающая себя за жертву вселенской несправедливости, невыносимо сложного мироустройства, а также за саламандру. Этому свободолюбивому земноводному всё нипочём, ему закон не писан, он не привязывается ни к месту, ни к людям, и легко расстаётся с прошлым, шагая в никуда, в неизвестность, без цели, без причин, без четкого осознания окружающей действительности и себя самого как неотъемлемой части этой самой действительности. Таковы и два новых товарища «саламандры» – журналист Пьер и писатель Поль, пытающиеся написать телевизионный сценарий по странной истории, произошедшей с Роземондой – маргиналы и аутсайдеры, непримиримые противники (лишь на словах) капитализма и буржуазного общества, обречённые в конце концов стать жертвами этого общества. |
среда 15 ноября, 18.30 |
|
Sources : Collection Cinémathèque suisse – Droits réservés Alain Tanner © L.P.A., Phenix Productions 18+ Показ на английском языке с русскими субтитрами |
НА РАССТОЯНИИ СВЕТОВЫХ ЛЕТ / LIGHT YEARS AWAY / LES ANNÉES LUMIÈRE Режиссёр Ален Таннер Швейцария, Франция, 1981, 114 мин Действие происходит в 2000 году. 25-летний Йонас, работающий барменом, чрезвычайно устал от бессмысленности и однообразия существования. Однажды на пороге его квартиры появляется загадочный пожилой мужчина, который оставляет книгу со своим адресом. Йонас решает, что это шанс начать новую жизнь, отправляется в путь и выясняет, что Йошка Полякофф (так зовут старика) обитает далеко в глуши, на заброшенной бензоколонке. Поначалу Йошка не доверяет молодому человеку и не подпускает того к сараю, где хранит свои тайны. Однако благодаря своей настойчивости Йонас, готовый выполнять любые задания хозяина, становится тому близким другом. «На расстоянии световых лет» – экранизация романа «Дикая дорога» (1974) швейцарского писателя Даниэля Одье (род. в 1945). Лента получила Гран-при жюри Каннского кинофестиваля в 1981 году, а также принимала участие в конкурсной программе Чикагского кинофестиваля. Прибегая к символам, аллегориям и прочим (не слишком кинематографическим) способам воздействия, Ален Таннер продолжает свою песнь о пустоте загадочно, но увлекательно. На этот раз перед нами аскетичное кино с минимумом реплик, экзистенциальное размышление о разрыве с обществом и стремлении к свободе. Сюжет «На расстоянии световых лет» отсвечивает жестокостью древнегреческих трагедий. В центре событий – обреченный на неудачу вызов Небу и Творцу. Но не только это. Странная кинопритча метафорическим языком рассказывает о земных проблемах существования творческого человека, который часто противостоит сложившемуся мироустройству. Как будто ограждая творческих людей от «наказания», Таннер показывает зрителю чем чреват отказ от общества. Превращаясь в индивидуализм, а затем в гордыню, он вызывает деградацию и наказывает обладателя за неправильное видение этого мира. Таннер наблюдает, созерцая. Убрав ненужные разговоры, он намеренно обращается к мифологии, общается знаками и символами. А это провоцирует на прочтение соответствующих материалов и превращает фильм в тот вид искусства, для понимания которого недостаточно просто посмотреть – нужно углубиться. |
четверг 16 ноября, 18.30 |
|
Sources : DVD / Alain Tanner / AV World – Droits réservés Alain Tanner © Filmograph SA Genève (Alain Tanner), MK2 Productions (FR) 18+ Показ на французском языке с русскими субтитрами |
ПРИЗРАЧНАЯ ДОЛИНА / LA VALLÉE FANTÔME Режиссёр Ален Таннер Франция, 1987, 105 мин Поль, умудрённый творческим и житейским опытом, уставший, слегка циничный, стареющий режиссер, должен снять фильм. О чём – не знает... Где – тоже не знает... Однако он знает, что как только найдет на главную роль идеально подходящую актрису, ее образ и личность как раз и определят содержание кинокартины. Многие исполнительницы приходили на кинопробы, но... Внезапно он находит среди старых фото ту, которую искал. Они были когда-то знакомы, но она давно ушла из мира кино и связь с ней потеряна. Поль отправляет Жана, молодого парня, выпускника Нью-Йоркской школы кино, уговорившего взять его в ассистенты, на поиски этой актрисы. Жан находит ее в маленьком итальянском городке, героиня работает там в скромном ресторанчике и возвращаться в кино не собирается... Этот изысканный таннеровский шедевр – о попытках человека вновь обрести потерянное вдохновение, о сложных онтологических связях между искусством и жизнью, ну и о любви, конечно... Жан-Луи Трентиньян будет нашим проводником в путешествии по «Призрачной долине». |
пятница 17 ноября, 18.30 |
|
Source et Droits réservés Alain Tanner © Filmograph (Suisse) – Madragoa Filmes (Portugal) – Gemini Films (France) 18+ Показ на французском языке с русскими субтитрами |
РЕКВИЕМ / REQUIEM Режиссёр Ален Таннер Швейцария, Франция, Португалия, Германия, 1998, 100 мин Главный герой Поль ожидает встречи с призраком великого португальского писателя Фернандо Пессоа в Лиссабоне. Пока герой ждёт, перед ним проходит целая вереница людей из прошлого и настоящего. Фильм снят по одноимённому роману 1992 года итальянского писателя Антонио Табукки (1943–2012). Это роман-путешествие, роман-галлюцинация, роман-заклинание… Реквием как прощание с призраками любимой женщины, отца, друга, поэта, дома и города. Балансируя на грани между сознанием и подсознанием, реальности и сна, герой романа вдруг оказывается, сам не понимая как, в центре пустынного и знойного Лиссабона в последнее воскресенье июля. Он знает, что ему предстоит выполнить несколько задач, по крайней мере – одну, последнюю, встретиться с одним знаменитым персонажем, давно пропавшим, который, как и все призраки, должно быть явится в полночь. И тогда он отдается воле случая, логике свободных ассоциаций подсознания. В течение одного дня он вновь проживает несколько важных этапов своей жизни, пытаясь развязать запутанные «узлы» в галлюциногенном состоянии. Галлюцинация, путешествие, сон длятся двенадцать часов, в течение которых перед ним в сжатой форме проходит целая жизнь: прошлое и настоящее переплетаются, мертвые и живые встречаются в одном и том же городском пространстве, а знакомые места словно застывают во вневременном измерении. «Реквием» Антонио Табукки – своеобразный дневник и в то же время посвящение Португалии, стране, которая ему столь глубинно близка и которой он так близок. Настолько, что этот роман он написал по-португальски… Таннер тоже любил Лиссабон и Португалию, поэтому сразу несколько своих фильмов он посвятил и снял именно там – «Реквием» один из них. |
Подписаться на рассылку
Ваша запись успешно отправлена
Извините, запись не была отправлена. Свяжитесь с отделом курсов