Цикл лекций À propos du cinéma.fr
В партнёрстве с Французским институтом киновед Антон Мазуров возобновляет курс лекций по истории и эстетике мирового кино «Великий кинемо», который он несколько лет читал в Библиотеке имени Некрасова.
Новый цикл во Французском институте в Москве продолжит рассказы и рефлексии о богатейшей французской кинокультуре, начатый в уже состоявшихся лекциях о Жане Руше, Уильяме Кляйне, Жане Эсташе, Жане Виго, Дмитрие Кирсанове, Александре Алексееве, Жане Жене, Жаке Тати, Александре Астрюке, о Каннском кинофестивале и французских открытиях в области техники визуального до изобретения братьев Люмьер.
Не пишите на адрес электронной почты, в который по воле автора лекций превратилось название нового цикла, но приходите на лекции. И подписывайтесь на канал Антона Мазурова в телеграме.
Лекции 2025
![]() |
3 апреля в 19.00 регистрацияЮжан Пальси: физиология перманентного рабства«Режиссёр экзотического происхождения с далёкой Мартиники. Кинематографистка, получившая активную поддержку Франсуа Трюффо. Автор, выбравшая основной темой своего творчества картину мира чёрного человека и круг последствий колониализма. Форма рефлексии предполагала гибкое разнообразие в подходах от игрового кино и анимации до документалистики. Первая темнокожая женщина-режиссёр, получившая Премию Французской Киноакадемии «Сезар» и «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля. Обладательница почётного «Оскара». Абсолютно неизвестная российскому зрителю, у которого есть шанс открыть для себя новое авторское на лекции. Новая лекция киноведа Антона Мазурова посвящена Южан Пальси (Euzhan Palcy)» |
![]() |
25 февраля в 19.00Жермен Дюлак и безвременная смерть французского киноавангарда«В поисках особой чувствительности кинематографа Жермен Дюлак активно вовлекла себя в разнообразные творческие процессы, связанные с динамично развивающимся искусством "десятой музы". Причём в 10-е годы это была муза отвечала в сознании интеллектуалов исключительно за мастерство критики, с которой Дюлак и начала свою "жизнь в искусстве". Эта воинствующая феминистка начала XX века, носившая брючные костюмы и галстуки, позволяла себе письменную и лекционную рефлексию театра и кинематографа, теоретические штудии, руководство хроникальной службой одной из старейших французских кинофирм, съёмку массового кино, работу с Антоненом Арто, создание первых сюрреалистических фильмов, режиссуру порно… Навсегда вошедшая в историю кино автором понятия "авангард", своей практикой разрабатывающая теорию "фотогении", она как автор высокого кино, погибла вместе с этим ярчайшим явлением французского кино. Но как человек состоялась в гораздо более широкой перспективе, которой и посвящена новая лекция из цикла À propos du cinéma français.» |
Лекции 2024
![]() |
18 сентября в 19.00Селин Сьямма: феминистская оптика«Даже окончив главную французскую киношколу — La Fémis, Селин Сьямма не собиралась снимать кино. В её планах было посвятить себя литературному творчеству и написанию сценариев. Но под влиянием своего мастера она вошла в режиссуру, став знаменитой сразу со своего дебютного фильма. Сьямма — режиссёр-миллениал, хотя по возрасту относится совершенно к иному поколению. Но кинематограф её наполнен темами и мотивами, в которых варится поколение, пришедшее после смены столетий. Текучесть гендера и сексуальная идентичность — важнейшие темы авторского кинематографа, который предлагает неспешный взгляд Селин Сьямма — в фокусе новой лекции по истории французского кино.» |
![]() |
16 октября в 19.00Аньес Варда: Бабушка французской Nouvelle vague«Единственная женщина-Автор французской новой волны, снявшая первый фильм задолго до дебютов Ж-Л-Г и Франсуа Трюффо. Удивительно цельная режиссёрская и активистская фигура в противостоянии фаллогоцентризму столетия. Жена и муза таланливого режиссёра. Документалистка, вложившая своё тело в авторское тело своего киноязыка. Удивительно хрупкая коммуникативная дама, оставившая значительное кинематографическое наследие в каждом десятилетии своей впечатляющей карьеры. Когда-то Музей Кино, когда он ещё был в Москве на своём месте не успел ввести её в ареопаг культовых режиссёров, каковыми стали для первого перестроечного поколения Жан Люк Годар и Франсуа Трюффо благодаря полным ретроспективам их фильмов. И это очень жаль. В фильмах Аньес открывается совсем иной мир, они результат совсем иного взгляда, не такого революционного как у ЖЛГ, но очень уверенного-личностного-увлечённого-светлого. Нам открываются берега Аньес, её замки, её пляжи, её Жако... Пора поправить несправедливость и развернуть прожектор интереса к Аньес Варда хотя бы в разговоре о ней московской осенью в новые "тёмные времена"».
|
![]() |
6 декабря в 19.001968: Год. Революция.. ЭпохаГод с номером 68 был турбулентным для всего мира. Советские войска в двухсотлетних традициях "жандарма Европы" при поддержке стран-сателлитов осуществили агрессивную военную экспансию для подавления "Пражской весны" в Чехословакию. Политические убийства унесли жизни харизматических демократических лидеров — Роберта Кеннеди и Мартина Лютера Кинга. "Молодёжная революция" бурлила в США, Франции, Мексике,Чехословакии… Главным эстетическим трендом стали хиппи движение и феминистские теории и практики. Но нас интересует этот переломный год, применительно к событиям во Франции, к уникальной "университетской" или "студенческой революции", пошатнувшей непререкаемый авторитет и власть Президента — генерала Шарля де Голля. О том как энергия молодости и увлечение абстрактными идеями привели к революционной практике к серьёзнейшей политической встряске для всей европейской культуры не помешает вспомнить и поговорить. Об этих ярких событиях и их последствиях новая лекция. Кино в ней будет присутствовать, как один их важных реформационных мотивов. смотреть запись лекции |
Лекции 2023
![]() |
10 октября в 19.00«Маргерит Дюрас: работа над текстом»Очень плодовитый автор, Дюрас как и Ален Роб-Грийе пыталась не только создавать нарратив, в чём, очевидно преуспела, будучи автором нескольких мировых бестселлеров, но и концептуально реформировать текст. Переплавка драматического опыта насыщенной судьбы в повествование продолжалась всю долгую жизнь. Её плодовитость как автора романов сопоставима с режиссёрской активностью в кино. Удался ли этот проект по визуализации текстов "нового романа" в кино? Стоит поговорить об этом в новой лекции по истории французского кино. смотреть запись лекции |
![]() |
14 сентября в 19.00«Кино как двойник театра: Антонен Арто и пограничные состояния сознания»Выдающийся теоретик, главная книга которого бесконечно переиздается на разных языках. Изощрённый французский интеллектуал в когорте самых ярких и непредсказуемых французских мыслителей XX века.
Радикал и представитель исполнительского театрального авангарда.
Душевнобольной и графоман, так и не сумевший раскрыть свой широкий потенциал на практике ни в в кино, ни в театре.
Знаковое лицо золотого периода немого кино.
Автор, требующий прочтения и перепрочтения в коннотации с меняющимися эстетическими трендами и потребностями современного исполнительского искусства во всех его проявлениях.
Арто требует жестокого интереса к себе.
смотреть запись лекции |
![]() |
17 июля в 19.00«Ги Дебор донкихотствующий и его борьба с мельницами мифологий»Бесконечно ошибающийся активист, травмированный маркскистскими мифами.Организатор малолюдных сообществ с громкими манифестами. Ленивый кинорежиссёр.Концептуальный теоретик, создавший принципиальный интеллектуальный мем и ставший сам ставший во плоти одним из интеллектуальных мемов XX века.Упертый критик "общества зрелища", борец с ним и его очевидная жертва.Неудачник и плохиш.Беспросветный алкоголик и трагический самоубийца. Яркий француз, требующий разговоров и размышлений о себе и своём противоречивом творчестве.смотреть запись лекции |
![]() |
8 июня в 19.00«Боги и монстры Абеля Ганса»И вновь французский долгожитель, трудяга и человек-оркестр, неожиданно пришедший в новорожденное кино с должности адвоката. Противоречивая фигура, оставившая неизгладимый след в истории кино. Один из столпов французского авангарда в кино как в его практических экспериментах визуального, так и в футуризме теоретической киномысли. Режиссёр, одержимый историей как поводом для её визуальной и драматургической реконструкции, в индивидуальной попытке передать «дух времени», «гения места», «героя эпохи»… Безумие месье Абеля Ганса и его неукротимая энергия визионера в фокусе внимания второй лекции цикла. смотреть запись лекции |
![]() |
12 мая в 19.00«Поль Веккиали - наследник эпохи Жана Ренуара»Прожив больше 90 лет Векиалли - яркий пример универсального французского кинематографиста в каждом своём проявлении. В его фильмографии полсотни фильмов. Ещё три десятка сделаны для телевидения. Он выступал в роли писателя, режиссёра, сценариста, успешного продюсера, составил уникальный словарь-фильмографию французского кино 30-х годов, сыграл в десятке фильмов как актёр. Обильное наследие межвоенного европейского затишья этот автор развивал в своём творчестве, которое не прекращалось до самых последних дней. Векиалли не известен публике в России, в прокате не было ни одного его фильма. Но он вовсе и не всемирно известный французский режиссёр. Назовём его работоголиком-маргиналом. Скромное место, которое этот автор занимает в массовом сознании, вовсе не отменяет глубины и индивидуальной оригинальности. Пришло время и нам с ним познакомиться. смотреть запись лекции |
Подписаться на рассылку
Ваша запись успешно отправлена
Извините, запись не была отправлена. Свяжитесь с отделом курсов