Выберите город

Назад

Цикл лекций «В воображении машины»

19 ноября 2024 — 6 декабря 2024
Москва, Санкт-Петербург, Регионы
онлайн
Цикл лекций «В воображении машины»
19 ноября 2024 — 6 декабря 2024
Москва, Санкт-Петербург, Регионы

Машине важно оставаться человеком

Из интервью Chat GPT британскому изданию The Guardian

Совсем недавно революционный чат-бот GPT вдруг начал активно рассылать сообщения с оскорблениями и насмешками тем пользователям, которые усомнились в его способностях. А компания Google уволила своего программиста Блейка Лемуана, который заявил, что у языкового чат-бота LAMDA есть свой собственный разум и сознание. Все эти раздутые в СМИ происшествия, конечно, больше похожи на шоу, цель которого — привлечь новых пользователей, а основание — наши страхи и ожидания, воспитанные научной фантастикой.

Но что, если машины также имеют воображение? Беспокоясь о том, что искусственный интеллект может выйти из-под нашего контроля и перекроить мир по-своему, не упускаем ли мы из виду, что сами уже давно являемся существами ведомыми, что нами манипулируют запрограммированные алгоритмы: именно они определяют, что для нас важно, интересно, приоритетно и т. д.?

Глобальные цивилизационные трансформации заставили нас пересмотреть ценности и саму картину мира. Усомнившись в превосходстве человеческой расы, мы начали признавать за другими живыми существами право определять нашу совместную реальность.

Касается ли это и искусственного интеллекта? И действительно ли «машине важно оставаться человеком»? И важно ли человеку оставаться собой в мире, который все сильнее формируют алгоритмы? Или чтобы оставаться людьми в мире высоких технологий, достаточно уметь найти все светофоры на предложенных нам картинках?

Куратор программы: Анна Кирикова

Анна Кирикова — независимый куратор и продюсер культурных проектов. В 2018–2022 гг. являлась Директором по международной программе санкт-петербургского Манежа. Являлась руководителем или куратором следующих проектов: «Утопия спасенная» корейской художницы Ли Бул, «Иной взгляд. Портрет страны в объективе художников Magnum», «Призраки» французского художника Кристиана Болтански, дискуссионный проект New Now, программа Manege Documentary и др. В марте 2024 г. представила свой новый дискуссионный проект Other Minds («Другие сознания») в рамках биеннале современного искусства в Эд-Дирьии, Эр-Рияд (Саудовская Аравия).

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ

19 ноября 2024 — 19.00

онлайн / регистрация

Искусственный интеллект в креативных практиках: больше, чем просто инструмент?

Встреча c исследователем информационных технологий Батистом Карамио

 

В чем заключаются возможности и риски использования технологий искусственного интеллекта для креативной сферы? Как используют эти технологии художники: является ли ИИ чем-то большим, чем удобным инструментом? В чем его специфика? Что нового привносит использование ИИ в художественное творчество?

Батист Карамио занимается междисциплинарными исследованиями на стыке человеко-компьютерного взаимодействия (HCI) и машинного обучения (ML) в Институте интеллектуальных систем и робототехники (ISIR) Сорбонны. В фокусе его интересов — исследование уже принятых практик и выработка новых подходов к использованию ИИ профессионалами культурной сферы. Батист Карамио также занимается художественными проектами и является членом арт-коллектива Fronte Vaccuo, активно использующего новые технологии для своих аудиовизуальных перформансов, инсталляций и театральных постановок.

28 ноября 2024 — 19.00

онлайн / регистрация

Искусственный интеллект: между мифом и реальностью

Встреча с писателем, специалистом по информатике, искусственному интеллекту и когнитивным наукам Жан-Габриэлем Ганасия

 

Что такое ИИ? Может ли он стать умнее людей и угрожать нашему биологическому виду? Или это страхи, пришедшие к нам из научной фантастики? Какие возможности открывают нам новейшие технологии, и каковы связанные с этим этические риски и перспективы?

Преподаватель информатики в Сорбонне, профессор Жан-Габриэль Ганасия является также научным сотрудником исследовательской лаборатории LIP6, действительным членом Европейской ассоциации искусственного интеллекта EurAI, членом Университетского института Франции и председателем Комитета по этике Национального научно-исследовательского центра Франции (CNRS). Его научные интересы охватывают такие темы, как машинное обучение, символическое слияние данных, компьютерная этика и цифровые гуманитарные науки. Жан-Габриэль Ганасия — автор многочисленных публикаций и книг, посвященных высоким технологиям и ИИ. Среди них «Миф о сингулярности: стоит ли бояться искусственного интеллекта» и роман «Сегодня утром скачали маму» (под псевдонимом Габриэль Наж).

 

6 декабря 2024 — 19.00

онлайн / регистрация

Искусственный интеллект: воображение машины

Встреча с художником Грегори Шатонски

 

Что такое воображение машины? Как может выглядеть мир с точки зрения ИИ? Если классическое искусство подражало природе, то чему подражает искусство, созданное с помощью современного машинного интеллекта? Грегори Шатонски расскажет о своей художественной практике, в центре которой — воображение машины и способность алгоритмов ИИ создавать достоверную альтернативную реальность, что принципиально меняет способы репрезентации реальности в современном искусстве.

Грегори Шатонски — французско-канадский художник, исследующий зыбкое поле взаимодействия между человеком и технологиями — «антропотехнологию». Грегори работает и с цифровыми медиа, и с традиционными: скульптура, инсталляция, живопись. Он обращается к таким темам, как память, вымирание и воскресение, экспериментирует с ненарративным. С начала 2000-х гг. Грегори активно работает с ИИ, который становится для него полноценным художественным средством. Работы художника выставлялись в Токийском дворце, Центре Помпиду, выставочном центре Же-де-Пом в Париже, в Музее современного искусства в Тайбэе, Музее движущегося изображения в Нью-Йорке, Историческом музее Уханя и др., а также находятся в престижных государственных и частных коллекциях.

   

 Информационный партнер

 

Планетарий 1