Выставка: «Три жизни Аньес Варда»
12 апреля 2019 — 22 мая 2019
Москва
12 апреля 2019 — 22 мая 2019
Москва
В рамках XI Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2019» с 12 апреля по 26 мая Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет ретроспективную выставку легендарного французского режиссера, фотографа и художника Аньес Варда «Три жизни Аньес Варда»
«Я надеялась, что не доживу до 45. Думала, что романтично умереть молодой». Аньес Варда ушла из жизни 29 марта 2019 года в возрасте 90 лет.
«Бабушка „новой волны“», как нежно называли ее французы, изменила наше представление о документальном кино. Она позировала для обложек модных журналов, танцевала с Анджелиной Джоли в момент присуждения ей почетного «Оскара» за выдающиеся заслуги, боролась с раком, до последнего много работала, оставаясь любопытной и открытой для новых идей, а главное — была великим гуманистом. «Мне нравятся другие люди, они меня интересуют, ужасно меня интригуют», — сказала Варда в автобиографическом фильме «Побережья Аньес» (2008), считая эти слова ключевыми для понимания ее творчества.
«У меня никогда не было плана. Я жду, пока что-то станет настолько привлекательным, что я должна это сделать. Любопытство — хорошая черта», — эту фразу, сказанную Аньес Варда в одном из интервью, можно сделать эпиграфом к выставке. Именно эти слова объясняют название проекта — «Три жизни Аньес Варда» — и дают возможность понять, как и почему она завершала один творческий этап и без колебаний переходила к следующему — от фотографии к кинематографу, от кинематографа к современному искусству и снова к фотографии.
Аньес Варда родилась в 1928 году в Бельгии. Приехав в Париж, изучала литературу и психологию в Сорбонне, историю искусств в Школе Лувра, а также фотографию на вечерних курсах в Школе фотографии. Изначально она хотела стать музейным куратором, но, окончив фотографические курсы, изменила свои планы. Она оборудовала маленькую фотолабораторию и, вооружившись подержанным «Роллейфлексом», начала принимать заказы на съемки: работала фотографом на свадьбах, делала семейные портреты, фотографировала своих друзей-художников и просто бродила по городу в поиске «решающего момента».
В начале 1950-х Аньес Варда стала официальным фотографом Авиньонского театрального фестиваля, организованного Жаном Виларом, а также Национального народного театра (TNP), также возглавляемого Виларом. TNP, в котором в то время блистали Жерар Филипп, Жанна Моро и Филипп Нуаре, был центром театральной жизни Парижа — Варда быстро завоевала признание в качестве театрального фотографа, не прекращая фотографировать «для себя». В этот период она побывала на Кубе, в Китае, Португалии и Германии, из каждой поездки привозя множество снимков. Аньес продолжала делать портреты своих близких, друзей, художников и кинематографистов — Жака Деми, Марио Прассиноса, Жермена Ришье, Федерико Феллини, Лукино Висконти и др.
В 1954 году она организовала свою первую (и в течение последующих 60 лет — единственную) выставку фотографий, которые разместила во дворе своего дома на ул. Дагер, 86 в Париже, прямо на стенах лаборатории и ставнях дома. На пригласительном билете было написано: «Буфет во вторник 1 июня с 17 до 22 часов». Выставку посетили лишь несколько соседей из 14-го округа Парижа, в том числе Ханс Хартунг и Брассай.
Аньес Варда сохранила оригиналы этих фотографий и в 2014 году, совместно с галереей Натали Обадиа, показала их на Paris Photo. Эти снимки вошли и в экспозицию в МАММ. Черно-белые винтажные отпечатки, созданные в 1950–1954 годах, проливают свет на первые шаги фотографа Аньес Варда, ныне признанной великой кинематографистки, а в последние 10 лет и визуальной художницы.
В 1954 году по просьбе смертельно больного друга, который уже был не в состоянии посетить родные места, Варда поехала на фотосъемку в маленький рыбацкий поселок Пуэнт-Курт. Работа настолько её увлекла, что она решила снять в этом местечке полнометражный художественный фильм. Для реализации фильма «Пуэнт-Курт» (La Pointe Courte) Аньес Варда создала свою продюсерскую компанию «Сине-Тамарис» (Société Ciné-Tamaris).
С 1960 года она полностью посвятила себя кинематографу. Аньес Варда сняла 33 фильма, чередуя коротко- и полнометражные, документальные и игровые картины, самые знаковые из которых — «Клео от 5 до 7» (1961), «Счастье» (1965), «Без крыши, вне закона» (1985), «Жако из Нанта» (1990), «Собиратели и собирательница» (2000), «Побережья Аньес» (2008) «Лица, деревни» (2017), «Варда глазами Аньес» (2019).
В 2003 году начался следующий творческий этап Аньес Варда, на этот раз в амплуа визуального художника. Ее инсталляции были представлены на Венецианской биеннале (2003), Fondation Cartier pour l’Art contemporain в Париже (2006), CAFA Beijing и HUBEI Museum Wuhan в Китае (2012), Музее искусств округа Лос-Анджелес в Лос-Анджелесе (2013), Logan Center for the Arts в Чикаго (2015), Blum & Poe Gallery в Нью-Йорке (2017), Nathalie Obadia Gallery в Париже (2018), Pazo da Cultura Pontevedra Spain и на Ливерпульской биеннале (2018).
На выставке в МАММ будут представлены ключевые работы Аньес Варда, характеризующие все этапы ее творчества, в том числе документальные фильмы и несколько макетов из 35-миллиметровой пленки, принесшие ей известность как художнице.
Аньес Варда — обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля (1965); «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля (1985); «Почетного леопарда» Кинофестиваля в Локарно (2014); почетной «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля (2015); приза зрительских симпатий Кинофестиваля в Торонто (2017); почетного приза «Оскар» (2017) и «Золотой звезды» Кинофестиваля в Марракеше. Последней прижизненной наградой Аньес Варда стала Золотая камера Берлинского кинофестиваля (2019), которую она получила за документальный автопортрет «Варда глазами Аньес».
Подписаться на рассылку
Ваша запись успешно отправлена
Извините, запись не была отправлена. Свяжитесь с отделом курсов