Выберите город

Назад

Фестиваль франкотипо­графики

31 октября 2023 — 18 ноября 2023
Санкт-Петербург
Невский проспект, 12, Медиатека Французского института (3 этаж)
Фестиваль франкотипо­графики
31 октября 2023 — 18 ноября 2023
Санкт-Петербург

Серия лекций и воркшопов для взрослых и детей о ­разнообразии французской типографики в ­формате микрофестиваля.

31.10–18.11 / 2023

Форма письменности всегда уплывает у нас из внимания (за смыслом написанного), но, если поймать себя за хвост, можно увидеть необычайно богатый мир!

Во время фестиваля мы изучим Францию именно через эту оптику — через внимание к типографской форме, будь то шрифт, книга или след пера каллиграфа. Мы рассмотрим удивительный мир французской типографики, отдельного царства со своими величинами. Свои величины там буквально: типографские пункты, в которых задаётся кегль текста во многих странах, в том числе и в России, придумали и определили французы.

Французское влияние на типографику продолжается с XV века и до наших дней. Простой печатный лист несёт его след даже в кириллической книге, если принять во внимание историю шрифтовых форм.

На фестивале франкотипографики нас ждёт знакомство с типографическим наследием Франции эпохи Возрождения, а также более поздними, но не менее важными находками и даже происходящими прямо сейчас ­процессами.

Куратор: Макс Ильинов

Программа фестиваля

31.10–25.11

выставка ­линогравюр и ксеролито­графии

Типопоэтика карт

Марта Дежурная, художница, типопоэтка

Выставка-косплей романа Мишеля Уэльбека «Карта и территория» высвечивает самую неочевидную деталь мишленовских карт — микроскопические леттеринги названий местности.

«Карта интереснее, чем территория» — так называется выставка фотографий Джеда Мартена, главного героя уэльбековского романа. Для Марты Дежурной подписи интереснее карты. Её взгляд ощупывает шероховатости типографики, рассматривает тело знака. С помощью типографской лупы и резца она разрушает и уточняет топонимы, размышляя о границах слова, места, краски на листе и границах типографской формы.

Посещение выставки свободное, в часы работы медиатеки

-----

31.10, 19:00

лекция

Листочки с Гарамоном

Ирина Смирнова, каллиграф, шрифтовой дизайнер

Взгляд на современную типографику из Франции XVI века и обратно через листочки, найденные на книжном базаре. Об истории одного шрифта, о его многочисленных потомках, о переходе в другой медиум, о пропорциях, о полемике Геррита Ноордзея с Яном Чихольдом и о невозможности найти решение, которое будет работать всегда и везде.

Регистрация

-----

1–2.11, 15:00

мастер-класс для детей 8–12 лет

Большие буквы: оммаж Роже Экскофону

Владимир Пушкарёв, шрифтовой и веб-дизайнер

Роже Экскофон — французский художник, дизайнер и философ ХХ века, нарисовавший яркие, знакомые многим шрифты. Вдохновившись идеями и работами мастера, вооружимся очень-очень большими кисточками и нарисуем по несколько французских букв. Вместе мы соберём целый алфавит!

Регистрация

-----

9.11, 19:00

онлайн-лекция

Как исследование шрифтов ­Ренессанса может изменить ­современный взгляд на шрифтовое ­проектирование

Евгений Юкечев, типограф, дизайнер шрифта, издатель, ­­со­­основатель журнала и издательства «Шрифт»

Малый канон (Petit-canon romain, ent. 1547) — шрифт французского пуансониста и издателя Робера Гранжона. Этот шрифт был широко популярен среди издателей по всей Европе: его выбрал Христофор Плантен для пролога своей выдающейся Библии Полиглотта (1568–1573), им набирал титулы Паоло Мануцио, наследник великого венецианца. В свою очередь историк шрифта Гарри Картер сомневался в его качестве. Евгений Юкечев расскажет об исследовании и работе над цифровой реконструкцией малого канона Гранжона, а также поделится, как эти знания можно применить в современном шрифтовом дизайне.

Регистрация

-----

10.11, 19:00

Лекция, 18+

Разрушать слова во имя букв: ­движение леттризма в графике и типографике

Трофим Попов, дизайнер, исследователь, ведущий ридинга Графсоюза

Леттризм зародился во Франции после Второй мировой войны как протест против авангарда прошлого и... как эволюционное развитие его методов. Основным элементом нового искусства леттристы провозгласили букву и ввели в свой оригинальный графический язык неалфавитные символы — так называемую гиперграфику. На лекции мы познакомимся с обширным наследием этого течения в виде журналов, фильмов, записей, книг и других работ и, помимо творчества центральных фигур — Исидора Изу и Мориса Леметра и их последователей, уделим внимание тому, как стратегия нечитаемости, доведённая леттристами до предела, продолжает быть актуальной в типографике.

Регистрация

-----

11.11, 14:00

лекция

Civilité: непослушное дитя Робера ­Гранжона

Анна Уппит, каллиграф, свободный исследователь

Как идея мастера выразить национальную идентичность воплотилась в металлических литерах и зажила самостоятельной жизнью, пройдя путь от почерка к шрифту и обратно, от 16-го до 21-го столетия.

Регистрация

-----

11.11, 16:00

мастер-класс, 16+

Каллиграфический Civilité

Анна Уппит, каллиграф, свободный исследователь

На нашем мастер-классе мы на практике познакомимся со шрифтом Civilité. Вернёмся к его корням, а именно к французскому готическому курсиву и почерку самого Робера Гранжона (1513–1589), создателя шрифта. Вспомним рукописную основу Civilité и напишем его буквы ширококонечными перьями и кистями. В первой части мы обсудим принцип работы каллиграфическим инструментом и особенности формы. Во второй части напишем отдельные буквы и небольшие фразы, соединяя крупный и маленький размеры в единую композицию.

Регистрация

-----

14.11, 19:00

онлайн-лекция

Les bâtons et les ordinateurs

Варя Гончарова, дизайнер, исследователь типографики

Что общего у архива работ Адриана Фрутигера, глиняных табличек многотысячелетней давности, титров немого кино и кириллической вязи? Всё это (и не только) — темы исследовательских проектов, над которыми работают студенты постдипломной программы ANRT (Atelier national de recherche typographique) во французском городе Нанси. Варя расскажет о жизни в ателье, о том, чем запомнились два пройденных семестра, и немного о планах на оставшиеся два.

Регистрация

-----

18.11, 16:00

лекция, мини-выставка и финисаж фестиваля

Пьер Фошо: книга дизайнера

Евгений Григорьев, дизайнер книги, типограф.

Пьер Фошо говорил, что творчество возможно только при химическом соединении интуитивного и рационального. Рациональное было чуждо французской книге начала XX века, «книге художника», порождённой художественным авангардом. Будучи по призванию архитектором, Фошо привнёс в книгу планирование и типографическую систему, но при этом он формировался и как художник-сюрреалист, сохранив в книге непосредственность художественного жеста. В результате Пьер Фошо стал ключевой фигурой послевоенного дизайна, ответственной за самобытный образ новой французской книги.

В рамках лекции пройдёт небольшая выставка книг, оформленных Пьером Фошо, и книг о нём.

Регистрация

 

Партнер фестиваля

Журнал и издательство « Шрифт »