«Франция на Чеховском фестивале»: цикл кинопоказов, посвященный памяти Валерия Шадрина
Цикл кинопоказов «Франция на Чеховском фестивале», посвященный памяти Валерия Шадрина (1939-2022), основателя и генерального директора Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова, объединит наиболее яркие французские спектакли на границе цирка, театра, танца, музыки и визуальных искусств, с триумфом прошедшие в России.
Откроет цикл фильм Бартабаса «Триптих», созданный во время эксклюзивного показа спектакля Конного театра Зингаро с участием Парижского оркестра и Хора Парижского оркестра под руководством Пьера Булеза.
Программа показов в медиатеке Французского института
10 июля в 19.00 БАТТУТА | Регистрация спектакль Конного театра ЗИНГАРО |
|
Фото © Антуан Пупель |
Концепция, сценография и постановка – БАРТАБАС «В спектакле «Баттута» Бартабас, основатель Зингаро вновь обретает радость скорости. (…) Это гонка-преследование напоминает ритмы старого цирка, здесь мы вновь видим то, что определяло первые спектакли Бартабаса, вкус к провокации, сумочка, выхваченная у зрительницы, переосмысление цыганского фольклора (скрипки, свадьба, повозки). Зрители в восторге аплодируют этому фейерверку вольтижировки, акробатики, иногда создается ощущение, что они вот-вот и сами пустятся по кругу манежа… Спектакль четко выстроен, несмотря на бешеную скорость и разудалый характер, в нем противопоставлены две стихии – свадьба и похороны, сопровождаемые двумя оркестрами, которые одновременно и дополняют друг друга, и конкурируют. Струнный квинтет из Трансильвании – в бело-черном, а духовики из Молдавии – в разномастных одеждах. … Однако в финале круг замыкается, и возникает неожиданная меланхолия. И образ гуся, который тщетно механически бьет крыльями, только подчеркивает невозможность полета…» Рене Солис, «Баттута во весь опор», «Либерасьон» Конный театр Зингаро трижды выступал на Чеховском фестивале, при поддержке Французского культурного центра в Москве 2001: Триптих, 15 представлений, Музей-заповедник «Коломенское», Москва 2003: Кони ветра, 16 представлений, Музей-заповедник «Коломенское», Москва 2009: Баттута, 10 представлений, Музей-заповедник «Коломенское», Москва |
Прошедшие показы (в 2023-2024 году)
28 июня в 19.00 ВЫСОКИЕ ПЛАТО Компания «Руки, ноги и голова тоже» (MPTA) |
|
Фото © Brice Robert Compagnie MPTA |
Концепция — Матюрен БОЛЗ Продолжительность – 1 час 15 минут Один из ведущих артистов французского современного цирка, Матюрен Болз предлагает задуматься над тем, что наше общество оставит в наследство будущим поколениям. «Ода возрождению после катастрофы, спектакль ошеломляет виртуозностью и драйвом исполнителей, акробатов на батуте и танцовщиков.» Фабьенн Анверс, « Лез Анрок » На Международном театральном фестивале имени А.П. Чехова, при поддержке Французского культурного центра в Москве, а затем Французского института в России были показаны 2 спектакля компании «Руки, ноги и голова тоже»: «Тангенс», 5 представлений в Центре имени Вс. Мейерхольда, в 2009 году «Смола и перья», 6 представлений в Театриуме на Серпуховке, в 2011 году. Спектакль «Высокие плато» был объявлен в программе Чеховского фестиваля (4 представления в Театре Моссовета) в 2021 году, но не смог приехать из-за ковидных ограничений, объявленных накануне вылета компании в Москву. |
24 мая в 19.00 РАУЛЬ Джеймса Тьере |
|
Фото © Christophe Calais © Compagnie du Hanneton |
Компания Майского жука / Junebug Постановка, сценография и исполнение – Джеймс Тьере Премьера в Королевском Театре Намюра, 2009 Режиссер фильма – Шарль Пик Дом танца в Лионе, 2009 Продолжительность – 1 час 30 минут «Рауль» Джеймса Тьере не может не восхищать. Уже собрав коллекцию «Мольеров», в своем четвертом спектакле Джеймс Тьере сотворяет чудо практически в одиночку. Невероятно! Перед нами разметавшиеся в разные стороны паруса и разбросанные по пустыне остатки веток. Что произошло? Стихийное бедствие, потоп? Конец света? Начало истории? Появляется персонаж. Один, полный решимости, он отправляется покорять эти рушащиеся вершины. <…> Кто он? Джеймс Тьере говорит: «Это театральный персонаж, в самом благородном смысле слова, именно такой, какого я и хотел придумать, Рауль – человек “без дна и покрышки”». Какая прекрасная метафора. Рауль воплощает в себе всех, себя, других, себя в других. Зрители, как дети, наблюдают за ним, открыв рот <…> Рауль, открывая свой ящик Пандоры, освобождает прекрасные гротескные видения, какие-то неопределенные создания с множеством лапок, непонятных муляжных рыб, величественного слона, <…> и самого себя, Джеймса, <…> который идет по несуществующей земле и продолжает тянуть невидимую нить, натянутую между глубинными мирами и нашими взорами… Брижит Эрнандес, «Ле Пуэн» На Международном театральном фестивале имени А.П. Чехова, при поддержке Французского культурного центра в Москве, а затем Французского института в России были показаны спектакли «До свидания, зонтик», 15 представлений в Малом театре в 2009 году «Рауль», 6 представлений в Театре Моссовета в 2011 году «Красный табак», 5 представления в Театре Моссовета в 2015 году «Лягушка была права», 5 представлений в Театре Моссовета в 2017 году |
15 марта в 19.00 ШЕПОТ СТЕН |
|
Фото © Christophe Calais © Compagnie du Hanneton |
Компания «Маленькие часы» Концепция, постановка и сценография – Виктория Тьере-Чаплин В главной роли – Аурелия Тьере При участии Джеймса Мартинеса и Антонена Мореля Видеозапись спектакля осуществлена в Театре де Каруж (Женева) В 1971 году Виктория Тьере-Чаплин и Жан-Батист Тьере создали компанию «Воображаемый цирк» (Le Cirque imaginaire), предшествовавшую легендарному «Невидимому цирку» (Le Cirque invisible). Они путешествовали по миру со своими детьми: Аурелией и Джеймсом Тьере, с ранних лет игравшими в спектаклях вместе с родителями. Сегодня каждый из них пошел своим путем. С 2003 года Аурелия гастролировала при полных аншлагах по всему миру с "Ораторией Аурелии", а в 2011 году появился "Шепот стен", оба спектакля, поставленные Викторией, "…созданы из вещества того же, что наши сны…». "Шепот стен"- спектакль - греза, при этом вполне осязаемая, населенный фантастическими существами, немногословное путешествие, допускающее добровольное погружение в легкое безумие. Пьер Нотт В семье Чаплиных-Тьере настолько сильные гены, внешнее и творческое сходство, что эта блестящая семья, воспитанная на бурлеске, всегда создает особенные, трогательные, удивительные и отстраненные творения. Теперь черед спектакля “Шепот стен”, погружающего нас в странный, трепетный и поэтический внутренний мир персонажа. Это существо, в чьем взгляде читаются изумление и наивность, заставляет оживать предметы, заставляет разговаривать стены, превращает картон в чудовища… Благодаря ей стены обретают историю. Аурелия с помощью остроумных декораций и анонимных помощников раскрывает нам тайны стен, делает она это очень изящно. <…> актриса повествует о прошлом с ностальгией и юмором, погружает нас в потусторонние миры с поразительной изобретательностью. Аурелия снова дарит нам спектакль, где соседствуют бурлеск, цирковое мастерство и танец. Это гармоничное действо, где сочетаются душевная чистота, свежесть и креативность. Брижит Лемри, «Ля Вуа дю Нор» На Международном театральном фестивале имени А.П. Чехова, при поддержке Французского культурного центра в Москве, а затем Французского института в России были показаны 3 спектакля Виктории Тьере-Чаплин с Аурелией Тьере: «Оратория Аурелии», Компания «Маленькие часы», 12 представлений в Театре Пушкина в 2009 году «Шепот стень», Компания «Маленькие часы», 3 представления в Театре Пушкина в 2013 году «Колокольчики и заклинания», Компания Bells and Spells, 5 представлений в Театре Моссовета в 2019 году |
26 января 2024 в 19.00 ДО СВИДАНИЯ, ЗОНТИК Джеймса Тьере |
|
Фото ©Jean-Louis Fernandez © La Compagnie du Hanneton |
Компания Майского жука Премьера в Театре Види–Лозанн, 2007 Премия Мольера (2007) Режиссер фильма – Шарль Пик Дом танца в Лионе, 2007 Продолжительность – 1 час 30 минут Джеймс Тьере — не только потрясающий клоун, акробат и мим, он еще блестящий танцовщик и поэт. В спектакле «До свидания, зонтик» вместе с четырьмя своими артистами-сообщниками он создает мир магии, средствами одновременно и простыми, и в высшей степени изобретательными.
«Par Mag» Он умеет создавать свой, ни на что не похожий мир чудес и превращений, объединяя их дивной музыкой Вивальди и Баха, исполненной лишь одноголосой шарманкой и живым голосом певицы. Мир, созданный им на сцене, сопоставим с целой книгой волшебных сказок, он близок каждому и странен одновременно. Необыкновенная виртуозность и пластичность этого артиста, а также мастерство его четырех компаньонов, блистательных танцоров, клоунов, певцов позволяют им достичь сказочной свободы… Лоранс Либан, «Экспресс» |
16 февраля 2024 в 19.00 НЕПОДВИЖНЫЕ ПАССАЖИРЫ Компания Филиппа Жанти |
|
Фото © Compagnie Philippe Genty |
Постановка спектакля – Филипп Жанти и Мэри Андервуд Режиссер фильма – Патрик Савей Zycopolis Productions Продолжительность – 1 час 30 минут «Когда в 1995 году я начал работу над «Неподвижными пассажирами», я хотел сфокусироваться на переживаниях героя, совершающего странствие по внутренним ландшафтам своего «я» и оказывающегося в итоге лицом к лицу с самим собой. В 1996-1997 годах «Неподвижным пассажирам» предстояло совершить странствие по всему миру. Теперь, оглядываясь на прошлое, эти темы кажутся еще более современными. Они еще сильнее взывают ко мне, провоцируют меня, заставляют подвергнуть их более глубокому изучению, продолжить некоторые сюжетные линии, переместить часть сценического действия за пределы океанов и пустынь…» Филипп Жанти
«Филипп Жанти полностью воссоздает один из самых успешных своих спектаклей, полставленный 15 лет назад, и вновь вовлекает зрителей в чудесное неподвижное путешествие.» - «Théâtre online.com» «Эта новая постановка увлекает вас в путешествие по следам такого уязвимого человечества, со всем свойственным Филиппу Жанти поэтическим безумием… он следует за своим поэтическим воображением, рисуя мечты и кошмары человечества, обладая при этом уникальным даром сделать свое творение доступным для восприятия всех от 7 до 107 лет.» - Фабьенн Дарж, «Ле Монд»
На Международном театральном фестивале имени А.П. Чехова, при поддержке Французского культурного центра в Москве, а затем Французского института в России были показаны спектакли: |
27 октября 2023 в 19.00 Конный театр ЗИНГАРОТРИПТИХ |
|
Фото © Оливье Пупель |
Спектакль в трех частях на музыку «Весна священная» Игоря Стравинского, «Диалог двойной тени» Пьера Булеза, «Симфония псалмов» Игоря Стравинского. Концепция, сценография и постановка – Бартабас. С участием наездников, танцоров, танцоров Каларипаятту, кларнетиста и лошадей. Два шедевра Стравинского, «Весна священная» и «Симфония псалмов» обрамляют «Диалог двойной тени» Булеза, образуя музыкальный триптих, - гимн, прославляющий буйство природы. С этой целью Бартабас призывает мастеров боевого искусства Керала, имеющего тысячелетнюю историю. В нем сочетаются все ярчайшие проявления боевых искусств южной Индии, Каларипаятту. Невероятная гибкость крошечных тел дравидов контрастирует с мощью гигантских лошадей времен сотворения мира. -Франсуаза Грюнд Браво Бартабасу, «Триптих» - спектакль изумительной красоты и невероятной взрывной энергии. Кентавр оборачивается хореографом, покоряя вершины прекрасного. -«Ле Миди Либр» 15 представлений Конного театра «Зингаро» состоялось в июне 2001 года в Музее-заповеднике «Коломенское» в рамках III Всемирной театральной олимпиады в Москве и IV Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова, при поддержке Французского культурного центра в Москве и AFAA МИД Франции. |
17 ноября 2023 в 19.00 Компания Филиппа ЖантиКРАЙ ЗЕМЛИ |
|
Фото © Pascal François, © Compagnie Philippe Genty |
Концепция, сценография и постановка спектакля – Филипп Жанти и Мэри Андервуд Режиссер фильма – Патрик Савей Zycopolis Productions Продолжительность – 1 час 30 минут
«Жанти очень знаменит. От него всегда ждут волшебства, чистой поэзии. Поначалу кажется, что его искусство противоречит традиции французского театра – слишком горяч, нерационален, неагрессивен. Потом становится ясно, что корни его спектаклей именно во французском парадоксализме, в той традиции абсурда, смещенной логики, которая, угаснув в драме, сейчас продолжается во французском танце.» - Дина Годер
Филипп Жанти: «Как известно, реальность имитирует иллюзию. От иллюзий к реальности мы проходим по миру, населенному абсурдными, забавными, коварными образами, сосуществующими безо всякой повествовательной логики, словно во сне. В этих образах просматриваются старые обиды, первые страхи. Первые желания. Они свидетельствуют о наших головокружениях. Это театр, где актеры сталкиваются с разными предметами и материалами. Это физическое столкновение оставляет человека в пространстве наедине с его собственными конфликтами. Театр, в котором человеку удается возвыситься над плачевностью своего положения и достичь той высоты, где уже возможно мечтать о бесконечности. Театр, где магия и иллюзия позволяют преодолеть рациональное начало и проникнуть в мир бессознательного, давая возможность зрителю домыслить предложенные образы и обратиться к своим отражениям».
«Что это? Пантомима, театр, танец, кукольное представление? Трудно описать жанр этого синтетического спектакля. Впрочем, тем лучше. В этом и состоит его оригинальность и его неслыханная красота. Никакими словами не описать это изумительное действо. (…) Семеро актеров-танцоров на сцене, утопающих в волнах света и ярких красок, в чистом пространстве. Точность каждого образа оставляет впечатление великой красоты и простоты, причем красота эта наполнена чувственностью и тонким юмором. Это ни на что не похожее фантастическое приключение, в котором есть поэзия, живые и романтические эмоции». - «Нант пош» |
15 декабря 2023 в 19.00 ФОЛИЯМурада Мерзуки |
|
Фото ©Владимир Луповской |
Постановка и хореография: Мурад Мерзуки Cценография : Бенжамен Лебретон Музыкальная концепция: Франк-Эмманюэль Конт – ансамбль «Le Concert de l’Hostel Dieu» и Грегуар Дюрранд Копродукция: « Pôle en Scènes » , « Encore un Tour », Фестиваль « Les Nuits de Fourvière », НХЦ Кретейя и Валь-де-Марн / Компания « Кафиг », « Lling Music » Продолжительность – 1 час 15 минут
Танец хип-хоп и музыка барокко. 18 танцоров и музыкантов на сцене. Неаполитанская тарантелла и виртуозные фолии, «приправленные» электронной музыкой Грегуара Дюрранда, составляют звуковую вселенную, придуманную Франк-Эмманюэлем Контом для того, чтобы смогла состояться эта удивительная встреча барочной и электронной музыки и хип-хопа Мурада Мерзуки.
На Международном театральном фестивале имени А.П. Чехова, при поддержке Французского института в России спектакль «Фолия» был показан в 2021 году: 5 представлений в Театре Моссовета. |
Подписаться на рассылку
Ваша запись успешно отправлена
Извините, запись не была отправлена. Свяжитесь с отделом курсов