Выберите город

Назад

In memoriam : Ален Монтесс (1946 — 2025)

Постоянно
Москва
In memoriam : Ален Монтесс (1946 — 2025)
Постоянно
Москва

11 мая 2025 года ушел из жизни Ален Монтесс, художник экспериментального кино, чьи фильмы мы показывали в течение этого года.

«Жить без оглядки и наслаждаться»*, знаменитый слоган Рауля Ванегейма, ставший девизом эпохи 1968, говорил о том, как важно было слушать ритм времени, жить, не изменяя своим убеждениям, и для тех, кто тогда стал художником в самом радикальном смысле этого слова, этот девиз означал соответствие между позицией политической и артистической.

Экспериментальное кино Алена Монтесса (1946 - 2025) – явление во французском кинематографе. Начав снимать в 1968, он вдохновляется идеями и воздухом эпохи, культурой хиппи, поэтикой сюрреализма, и ему близки круги про-ситуационистов из Бордо (вандалистов), где он тогда живет. Но уже осенью 1968 он приезжает в Париж, где поступает в IDEC (Высшая Школа Кино в Париже). Ален Монтесс, следуя ситуационистскому пониманию кино, снимает жизнь вокруг, а не работает со сценарием и актерами. Среди его фильмов E-30 (1968-2010), Momente (1969), USS (1970), Bugey pour mémoire (1971), Les situs heureux (1970-  1978), Le fond de l’air est frais (1979), étude pour Déserts (1982 – 1985). В то же время, Ален Монтесс занимался монтажом, был выпускающим режиссером телевизионного журнала, занимался анимацией. С 1993 до 2010 преподавал в Университете Валансьена интернет-культуру на Факультете Искусства.

Его диссертация о музыке Эдгара Вареза стала комплексным произведением, включающим фильм и текст.

Ален Монтесс побывал в 2017 г. в Москве по приглашению Французского института, в Электротеатре и в ЦТИ Фабрика состоялся тогда показ его фильмов с возможностью диалога с автором, его фильмы также входили в экспозицию выставки «Запрещено запрещать», посвященной событиям 1968 года во Франции и состоявшейся в ММОМА в 2018-2019 гг.

В самые последние годы Ален Монтесс вернулся к своим материалам, снятым еще в 1968-1970е годы, поэтому на последнем сеансе наших встреч 27 февраля этого года, проведенных художником и философом Натальей Смолянской во Французском институте,  мы увидели последний из фильмов, которые успел реставрировать Ален Монтесс - Pyla, это эпизод, когда студенты получили грант, сняли дом в Аркашоне, где дурачились и радовались жизни. Еще один фильм, Europa-bis, был реставрирован во время пандемии, он рассказывает о путешествии летом 1969 г. на машине в Восточную Европу. Удивительно, как фильмы того времени перекликаются с некоторыми моментами настоящего.

Фильмы Алена Монтесса находятся в собрании Французской синематеки, Центра Помпиду, событие, посвященное памяти Алена Монтесса, состоится в ближайшее время в Париже.

 

*Vivre sans temps mort et jouir sans entraves (Raoul Vaneigem)