Ночь идей 2025 в Санкт-Петербурге: «Могу и действую»
«Ночь идей» — ежегодный интеллектуальный марафон, объединяющий ученых, философов, писателей и художников, который Французский институт проводит по всему миру.
В этот раз центральной темой события станет «возможность действовать» – как она реализуется государствами, гражданским обществом и отдельными людьми перед лицом глобальных потрясений и в контексте ослабления социальных связей.
В этом году поговорим о «возможности действия» с:
- писателем и философом Паскалем Брюкнером, который видит в отказе от деятельности тревожный диагноз «героя нашего времени» (встреча состоится во Французском институте);
- клоуном Славой Полуниным, который подключится к нам он-лайн из своего волшебного сада «Желтая Мельница », и эксперта по смеховой и цирковой культуре Натальей Табачниковой, которые расскажут о международном братстве клоунов, о разрушительном и созидательном действии смеха;
- фотокритиком и куратором Надеждой Шереметовой и художницей, куратором и соосновательницей образовательного проекта NIZINA Кристиной Сергеевой, которые рассмотрят «возможность действия человека с фотоаппаратом;
- режиссёром Дмитрием Крестьянкиным, который работает как с профессиональными, так и с непрофессиональными артистами, руководствуясь единственным принципом: «видеть человека»;
-историком Алексеем Вовиным, который опишет возможность действия в коммунах средневековой Франции и на Руси;
- куратором музея «Полторы комнаты» Юлией Сениной, которая расскажет, зачем Петербургу музей ОБЭРИУ, и кто его делает;
- хореографом Ольгой Цветковой и выпускниками ее «Академии нового танца», которые видят возможность действия в движении и танце всегда и всюду: в городском пространстве, на байкальском льду и, конечно, под крышей шатра Упсала-Цирка!
В программе также: цирковой перформанс «Хулиганы в книжном» и цирковые мастер-классы артистов Упсала-Цирка, спектакль «Русские классики » Дмитрия Крестьянкина, истории о маленьком Николя в исполнении актеров театра «Lusores», мастерские по писательскому мастерству (Creative Writing School) и созданию зинов (Низина).
И главное! Наш партнер - благотворительная книжная ярмарка «Фонарь» - предлагает вам перейти к действию здесь и сейчас. Вы можете пожертвовать свои книги для гаражной распродажи, либо купить что-то прямо на месте. Вся прибыль от продаж будет передана социально-культурному проекту Упсала-Цирк: инклюзивному пространству, где подростки из групп социального риска и с особыми потребностями через цирк могут реализовать таланты, менять свой жизненный сценарий и становиться успешными. После каждого спектакля Упсала-Цирка что-то меняется не только в мире подростков-артистов, но и в мире тех, кто приходит посмотреть работы с их участием.
Подробная программа Фонаря на сайте.
Программа Ночи идей
13.00 |
Поляна у Большого циркового шатра |
Цирковой перформанс «Хулиганы в книжном» и цирковые мастер-классы артистов Упсала-Цирка |
|
|
Перформанс по мотивам книги Даниэля Пеннака «Как роман». Как быть, если все воспоминания о школьной литературе вызывают головную боль? Как успеть прочесть все книги мира? Честно говоря, мы не знаем! Но мы, вместе с писателем Даниэлем Пеннаком, точно знаем, что чтение — это не про «обязательно и стыдно», а про «весело и свободно». И даже больше: и у ребенка, и взрослого, и у хулигана есть особые права в мире книг, и их полезно знать каждому. |
13.00 | Большой цирковой шатер |
Музей как место действия Беседа с Юлией Сениной, автором идеи и куратором нового музея ОБЭРИУ |
В следующем году в фамильной квартире поэта Александра Введенского на Съезжинской улице откроется музей ОБЭРИУ. Поговорим с антропологом Юлией Сениной, которая параллельно с созданием музея ОБЭРИУ продолжает курировать «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, о «музее отсутствия» и «музее-перформансе» и о том, почему в тяжелые времена музей становится особенно важным местом для петербуржцев. |
||
13.00-17.00 |
Французский шатер |
VR-кинотеатр с показом короткометражных фильмов в виртуальной реальности из коллекции Французского института |
13:00-13:45 участие по регистрации |
Французский шатер |
Мастерская Famille verte/Зеленая семья и экологическая игра для детей 7-9 лет с любым уровнем французского языка. |
|
Во время мастерской дети познакомятся с простыми повседневными действиями, которые выражают бережное отношение к окружающей среде, а также узнают, как об этом сказать на французском языке. |
|
13.30-14.30 участие по регистрации |
Поляна у Большого циркового шатра |
Театральный тренинг «Un, deux, trois…Soleil! Играем в театр!» Ведущая: Татьяна Ра, режиссер, практик социального театра, театра в нетеатральных пространствах, мастер театральных коммуникаций. |
|
«Меня вдохновляет высказывание: «Чтобы жить творческой жизнью, необходимо избавиться от страха сделать что-то неправильно». (Джозеф ЧИЛТОН ПИРС) Хочется, чтобы после тренинга вы унесли ощущение POUVOIR AGIR, открыли своего внутреннего художника или просто магию момента». Знакомую с детства игру «Un, deux, trois… Soleil!» или «Море волнуется раз» знают все! А что если использовать ее волшебство, чтобы… поиграть в театр?Практика вместо теории: Не слушать о театре, а ДЕЛАТЬ театр! Попробуем настоящие актерские упражнения, но в очень доступной и увлекательной форме. В том числе упражнение «Стоп-кадр», которое так похоже на «Море волнуется раз» . Тренинг ведется на русском языке, но будут использоваться и французские слова. Не нужно в совершенстве говорить по-французски – нужно окунуться в его энергию. |
|
13.30 |
Писательский шатер |
Мастер-класс школы CWS и «Прочитано» Ведущая: писательница Яна Верзун |
«Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы», - писал Михаил Бахтин о творчестве Рабле. Именно этот французский автор повел веселость до предела. Смелость, дерзость, абсурд, веселье без повода - все это неотъемлемые черты карнавального текста. На мастер-классе мы будем работать с метафорой «цирка», писать в технике свободного письма и забудем о рамках и границах. Вместе мы напишем текст-зарисовку на тему «Мы в цирке», а лучшие работы литературный проект «Прочитано» опубликует в соцсетях (а может и в библиотеке, кто знает?). Вход: Донат в пользу Упсала Цирка |
||
14.00-14.45 участие по регистрации |
Французский шатер |
Открытый урок французского языка для детей Приглашаем детей 7-10 лет сделать первые шаги в изучении французского языка. |
|
Цель этого эссе — исследовать менталитет отказа от деятельной жизни, понять его философские корни и исторические контуры. Никогда еще напряжение между желанием странствовать и вкусом к уединению не было таким сильным. А принудительное заключение, настоящий кошмар периода пандемии, похоже, для многих сменилось добровольной самоизоляцией. Нам грозит не тирания здоровья, а тирания сидячего образа жизни: станут ли тапочки и халат его новыми атрибутами? Паскаль Брюкнер, лауреат премий Медичи и Ренодо, известен русскому читателю как романист ("Божественное дитя", "Похитители красоты", "Горькая луна"). Но Брюкнер и один из самых ярких мыслителей современной Франции. Он продолжает традицию французской классической эссеистики, от Монтеня до Чорана, которую так любят и ценят в России. Во встрече примет участие переводчица эссе, кавалер французского ордена Искусств и Литературы Наталья Мавлевич. |
|
14:00 - 20:00 |
Уличная площадка |
Мастер-классы по игре в петанк |
|
Петанк – это простая, но захватывающая французская игра с металлическими шарами, которая появилась много сотен лет тому назад и до сих пор является одним из самых популярных видов спорта во Франции. На мастер-классе вы узнаете основные правила игры, освоите технику бросков и получите возможность сыграть партию в команде с другими участниками. Формирование команд (по 2-3 человека) будет происходить на месте. Время одного мастер-класса 40-50 минут. Участие: Донат в пользу «упсала цирка» |
|
14.00-14.30 |
Детский шатер |
Истории про малыша Николя читают актеры театра «Lusores» Александр Савчук и Анна Прохорова |
|
«Истории малыша Николя» были написаны французским писателем Рене Госсини в середине прошлого века. Добрые, изобретательные и невероятно смешные, эти истории стали любимой книгой нескольких поколений: они переведены на 37 языков, только во Франции их общий тираж превысил 9 миллионов экземпляров! на русском языке |
|
14.30 | Большой цирковой шатер |
Фотография как действие Разговор с куратором Надей Шереметовой и художницей, куратором и со-основательницей образовательного проекта NIZINA Кристиной Сергеевой |
Возможность действовать заложена в самой перформативной природе фотографии— создавать событие, а не просто его фиксировать — вот ключевой акцент, вокруг которого мы строим новое понимание работы изображения. Поговорим о высвобождающем потенциале фотографии на примерах французских и российских авторов. Как фотография рождается действием, как действие её строит и что важнее - получившийся прекрасный кадр, за которым мы обычно охотимся, или то, какими обстоятельствами он порожден? Как их выбирают и вплетают в снимок или в проект художники, работающие с фотографией? Как можно увидеть действие, опыт и обстоятельства, заложенные в любом кадре, и обрести новый опыт восприятия и создания изображений? В процессе просмотра работ из французских галерей и фестивалей, на которых куратор побывала, мы так же коснемся вопросов инфраструктуры фотографии в России и возможностей действовать путем создания неформальных союзов. |
||
15.00-16.00 участие по регистрации |
Французский шатер |
Читательский клуб с «Подписными изданиями» Обсуждение книги Марии Ларреа «Люди из Бильбао рождаются где захотят» с французской студенткой Марго Файе. |
|
Дебютный роман режиссёра и сценаристки Маррии Ларреа построен, как фильм: ловкие монтажные склейки переносят читателя из рыбацкой деревни в Галисии в злачные районы Бильбао; из иезуитского приюта для бедняков в богемные бары Парижа; с театральной сцены, где разыгрывают бульварные комедии, на арену кровавой корриды. Этот автобиографический рассказ о расследовании семейных тайн вышел в 2022 году и получил множество наград французcкой критики : приз Premier Roman, приз Inrockuptibles за первый роман и приз Roman France Télévisions в 2023 году и другие. на французском языке |
|
16.00 | Большой цирковой шатер |
Писатели ищут возможность действия: «Люди читают рассказы» |
«Люди читают рассказы» – один из самых интересных литературных проектов последних лет. В Москве и Петербурге прозаики и поэты встречаются 1-2 раза в месяц и читают друг другу рассказы, отрывки больших произведений, тизеры будущих романов. Каждый раз на какую-то тему, в необычном месте, совершая интервенции в разные городские и общественные пространства. Здесь встречаются известные авторы, лауреаты премий и начинающие писатели, узнают новые имена, знакомятся, смеются, удивляются. И рассказы – сложный для публикации и недооцененный жанр, переживают так новое раждение. На Фонаре рассказы на тему возможности действия будут читать: Татьяна Млынчик, Яна Верзун, Анна Шипилова, Ася Демишкевич |
||
16.15-16.45 участие по регистрации |
Французский шатер |
Мастерская на французском языке «À la découverte de la France» |
|
Хорошо ли вы знаете регионы Франции, их знаковые места, традиционные предметы, блюда местной кухни? Обо всем этом мы поговорим в ходе мастерской. Будем собирать пазлы, разгадывать ребусы и шарады. Для участия необходим уровень французского языка A2. |
|
17.00-17.30 участие по регистрации |
Французский шатер |
Открытый урок французского языка для начинающих (для взрослых). |
17.30 | Большой цирковой шатер |
Смех как действие Беседа со всемирно известным клоуном и президентом Академии дураков Славой Полуниным (онлайн) и его многолетним продюсером, «клоуноведом» Наташей Табачниковой. |
Проведем краткую классификацию видов клоунов: есть клоуны-доктора, которые лечат нашу душу, клоуны-поэты, что зовут нас к звёздам и к мечтам, клоуны-экстремисты, которые всё разрушают, чтобы пересоздать по-новому. Вспомним о братьях Франсуа, Поле и Альбере Фрателлини: прославленные Парижем ревущих 20-х, они стали величайшими звездами цирка и мюзик-холла. В серии «Пространство смеха. Практика», которую «Альма Матер» издает совместно с Академией дураков Славы Полунина, недавно вышла книга воспоминаний, посвященных великой троице. | ||
17.45 - 18.15 | Французский шатер |
Квиз от Французского института с призами |
18.30 | Французский шатер |
Коллективное действие в средневековых коммунах Франции и Руси Разговор с историком Алексеем Вовиным |
Средневековые коммуны на всем пространстве христианской Европы имели схожий характер. Основным актором в них был политический народ - граждане, собравшиеся на площади обычно перед главным храмом города. Хотя такие собрания часто имели весьма архаичный и хаотичный характер, от обычной толпы они отличались способностью к коллективному действию. Поговорим о сходствах и различиях в принципах такого действия в средневековой Франции и на Руси. на русском языке |
||
19.30 участие по регистрации |
Большой цирковой шатер |
Спектакль «Русские классики» встреча с режиссером Дмитрием Крестьянкиным |
Спектакль начинается монологами подростков о тоскливой школьной классике, сцена за сценой расширяя круги интерпретации, когда классикой становится постоянство паттернов российской истории. Как стать собой и начать действовать в мире, где, кажется, все за тебя решено? Театр не дает ответов, но ставит вопросы на предельном эмоциональном накале. Дмитрий Крестьянкин - амбассадор социального и документального театра, сооснователь проекта «Плохой театр» и лауреат премии «ТОП50. Самые знаменитые люди Петербурга», выпускает премьеру за премьерой. В «Классиках» задействованы как профессиональные, так и непрофессиональные актеры. Это проект благотворительного фонда «Подари мне крылья», который помогает молодым людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях. |
||
22.00 участие по регистрации |
Большой цирковой шатер |
Страх: действие и противодействие |
Академия нового танца участвует в Ночи идей во второй раз, и это становится хорошей традицией! На этот раз молодые хореографы исследуют, как воля к действию произрастает из корня страха. Точкой отправления для создания хореографического материала в спектакле стала этимология слова «паника». Оно происходит от др.-греч. πανικός, по имени древнегреческого бога Пана. Согласно мифологии, Пан имел пугающий облик, он обитал в лесу и мог неожиданно появляться перед путниками, вызывая у них сильный страх. В этой работе нам было интересно заглянуть вглубь непознанной и пугающей части себя. И именно изнутри глубинного страха начать действовать, найти в этом состоянии импульс к действию. Само состояние паники активирует симпатическую нервную систему, которая готовит организм к борьбе или бегству (в нашем случае, к возможности «прокричать» телом все, что чувствуешь пока находишься внутри страха). Одной из причин возникновения панической атаки является еще и страх будущего. Либо неизвестного будущего, либо наоборот того будущего, в котором всё расписано и нет места ни чуду, ни счастливому случаю, ни освобождению от груза обязанностей. В нашей работе этот самый страх становится ведущим драматургическим маркером спектакля, именно из него вырастает необходимость действовать и, в итоге, быть услышанным. --Ольга Цветкова |
Подписаться на рассылку
Ваша запись успешно отправлена
Извините, запись не была отправлена. Свяжитесь с отделом курсов